Процедуры оценки воздействия на окружающую среду могут затянуться до трех лет — EBA shutterstock

Процедуры оценки воздействия на окружающую среду могут затянуться до трех лет — EBA

Елена Яценьо

Эксперты Европейской бизнес-ассоциации внесли свои замечания и предложения

Принятие законопроектов № 5766 и 5766-1 в текущих редакциях может привести к затягиванию процедур оценки воздействия на окружающую среду (ОВД) до трех лет.

Об этом и ряде других рисков в текущих редакциях законопроектов о внесении изменений в Закон Украины №2059-VIII "Об оценке воздействия на окружающую среду" относительно совершенствования процедуры ОВД рассказали в Европейской бизнес-ассоциации (EBA).

Оба проекты законов Комитет по вопросам экологической политики и природопользования должен рассмотреть в среду, 6 октября.

По словам экспертов EBA, законопроекты содержат ряд положительных новаций. Например, осуществление обмена документами и информацией только в электронной форме, увеличенные сроки обнародования предприятиями сообщения о планируемой деятельности, которая подлежит ОВД, и объявление о начале общественного обсуждения отчета по ОВД, сокращение сроков для получения заключения из ОВД с 25 до 10 рабочих дней и тому подобное.

При этом специалисты обратили внимание на некоторые неоднозначные положения проектов, которые нуждаются в доработке.

1) Для перехода на электронный документооборот необходимо будет внести изменения в подзаконные нормативные акты, которые сейчас предусматривают бумажный обмен информацией. Поэтому эксперты ассоциации предложили предусмотреть определенный переходный период для отказа от подачи документов на бумажных носителях и перехода на электронный документооборот.

2) Предложение относительно предыдущего анализа отчета по ОВД в течение 15 дней, в результате чего определяется необходимость или отсутствие необходимости предоставления предприятием дополнительной информации к отчету по ОВД, выглядит неоднозначным. Фактически предлагается ввести дополнительный этап в процедуре ОВД.

Во-первых, действующим законодательством об ОВД уже установлен исчерпывающий перечень информации, которая должна содержаться в отчете по ОВД.

Во-вторых, это противоречит принципам Директивы 2011/92/ЕС об ОВД, где запрос компетентного органа на предоставление дополнительной информации является опциональным.

В-третьих, это может создавать условия для злоупотреблений при принятии решений со стороны уполномоченных органов и затягивании процедуры ОВД от 30 рабочих дней и до трех лет. Например, при определении необходимости для предприятия осуществить дополнительно ОВД и оценить вегетационный период растений на территории, на которой будет осуществляться планируемая деятельность, возможно сделать только в определенный период времени, миграцию животных, в частности птиц и тому подобное. Следовательно, увеличение срока исследования на определенный компонент окружающей среды может притормозить или полностью остановить инвестиционные проекты бизнеса. Поэтому в ассоциации предложили исключить это положение, а взамен закрепить возможность предприятию предоставлять дополнительную информацию не позднее чем за 5 рабочих дней до завершения общественного обсуждения.

3) Субъективными и неоднозначными, по мнению специалистов, является также предложения по установлению оснований для отказа в выдаче заключения по ОВД, которые четко не определены в действующем законодательстве. В частности, из-за нарушения требований по опубликованию, размещению или обнародованию сообщения о планируемой деятельности, которая подлежит ОВД, и объявление о начале общественного обсуждения отчета по ОВОС; наличие установленных законами запретов или ограничений, которые делают невозможным осуществление планируемой деятельности и тому подобное.

К тому же отрицательное значение на бизнес может иметь наличие обоснованных оснований считать, что планируемая деятельность окажет негативное влияние на территории Изумрудной сети. При этом в проект закона № 5766-1 дополнительно вводится термин "осуществление деятельности по мотивам общественной необходимости". Соответствующие положения содержатся в других профильных законопроектах, регулирующих управление территориями Изумрудной сети – №4461-д и №4461-1. Ассоциация последовательно выступает за комплексный подход к урегулированию вопроса управления территориями Изумрудной сети в Украине и считает включение этих положений в законопроекты № 5766 и № 5766-1 преждевременным.

Кроме того, эксперты ассоциации отметили, что некоторые изменения, которые значительно бы упростили осуществления ОВД для бизнеса, в законодательных инициативах не представлены. Речь идет о:

– механизме доработки пакета документов по ОВД с возможностью повторной подачи без необходимости прохождения всей процедуры заново;

– процедуре согласования между предприятиями и разрешительными органами требований к послепроектному мониторингу в части его корректировки;

– освобождение от оценки воздействия на окружающую среду (далее – ОВД) в случае проведения ОВД при разработке проектной документации.

"Принятие законопроектов № 5766 и № 5766-1 в текущих редакциях, к сожалению, не будет способствовать совершенствованию процедуры ОВД. Наоборот, это может создать ряд препятствий в получении заключения из ОВД, вызвать потенциальную возможность для злоупотреблений со стороны уполномоченных органов, увеличить срок прохождения ОВД , что, соответственно, может привести к значительным убыткам для бизнеса и уменьшению инвестиций", – отметили в EBA.

Учитывая это, считают в ассоциации, законопроекты нужно доработать с учетом предложений бизнес-сообщества.

Ранее ЭкоПолитика писала, что Европейская бизнес-ассоциация представила Путеводитель Ассоциации по реформам 2030 – комплексный стратегический документ, содержащий видение бизнеса относительно необходимых реформ на ближайшие 10 лет.