Появился план работы экологического комитета Рады на полгода

Появился план работы экологического комитета Рады на полгода

В 2021 году на финальную стадию вышел ряд важных законопроектов об охране окружающей среды

Парламентский комитет по вопросам экологической политики и природопользования в 2021 году готовится рассмотреть ряд важных законопроектов, среди которых "Об управлении отходами", "Об ограничении оборота пластиковых пакетов", "О государственном экологическом контроле" и другие.

План работы на период пятой сессии Верховной Рады Украины девятого созыва был опубликован на сайте экокомитета (чтобы посмотреть документ, доскролльте до конца страницы).

Всего комитет должен подготовить и подать на рассмотрение в парламент 46 законопроектов.

В частности, комитет должен доработать ко второму чтению законопроект о запрете пластиковых пакетов.

В конце сентября 2019 года в Верховную Раду Украины внесли законопроект №2051-1, предлагающий запретить реализацию пластиковых пакетов толщиной до 50 мкм и оксоразлагаемых пластиковых пакетов на территории Украины с 1 января 2022 года.

Основная цель законопроекта - уменьшение спроса на использование пластиковых пакетов. Законопроектом предлагается запретить распространение в объектах розничной торговли, общественного питания и предоставления услуг:

  • сверхлегких пластиковых пакетов;
  • легких пластиковых пакетов толщиной до 50 мкм.
  • оксоразлагаемых (оксобиоразлагаемых) пластиковых пакетов.

Ограничения не будут распространяться только на сверхлегкие пластиковые пакеты с толщиной стенки до 15 мкм и размерами 225х345х450 ​​мм, используемые как первичная упаковка для мяса, рыбы и продуктов из них, а также сыпучих продуктов. Они будут запрещены с 2023 года, после появления на рынке альтернатив. Планируется, что запрет на пластиковые пакеты начнет действовать через девять месяцев со дня принятия законопроекта. Таким образом будет обеспечен постепенный переход на более экологичные альтернативы: пакеты и сумки многоразового использования, бумажные пакеты, биоразлагаемые пакеты.

Оставшиеся в обращении пакеты, не соответствующие требованиям, должны будут утилизироваться субъектами хозяйствования, которые их приобрели.

Доработают также законопроект №2207-1-д "Об управлении отходами".

21 июля Верховная Рада большинством в 264 голоса приняла документ в первом чтении. Это рамочный документ: после окончательного утверждения он потребует еще ряда отраслевых и специальных законов, регулирующих обращение с отходами.

Автором является глава комитета Верховной Рады по вопросам экологической политики и природопользования Олег Бондаренко. По его словам, главная задача документа – внедрить в украинское законодательство европейские принципы и положения в сфере управления отходами, а также создать необходимую инфраструктуру сбора и переработки отходов, обеспечить надлежащий экологический контроль и повышение уровня сознательности населения.

Управление отходами, согласно законопроекту, включает порядок сбора, вывоза и обработки муниципальных отходов, обеспечивает внедрение их раздельного сбора и рециклинга, предусматривает требования к качественному предоставлению услуги по управлению отходами и начисление платы за такую услугу.

Как сказано в пояснительной записке, законопроект вводит иерархию управления отходами и основные требования к расширенной ответственности производителя. Проектом закона также предусмотрено внедрение информационной системы управления отходами. Предлагается усилить контроль за сбором и обработкой опасных отходов путем усиления требований к лицензированию такой деятельности.

Отмечается, что внедрение всех этих положений позволит решить ряд общенациональных проблем, связанных с бесконтрольным накоплением и захоронением отходов, образованием стихийных свалок, тотальным нарушением требований экологической безопасности в сфере управления отходами, и приведет к поступлениям инвестиций в сферу управления отходами.

Комитет рассмотрит законопроект №3091 "О государственном экологическом контроле" и внесении изменений в Кодекс Украины об административных правонарушениях относительно увеличения штрафов.

Документ призван урегулировать на законодательном уровне основные принципы государственного контроля за соблюдением природоохранного законодательства органами власти, субъектами хозяйствования и физическими лицами. Это позволит преодолеть ограничения Закона Украины "Об основных принципах государственного надзора (контроля) в сфере хозяйственной деятельности", которые были несовместимы с задачами экологического контроля, спектром подконтрольных субъектов и особенностями предмета экологического контроля.

Законопроект также объединяет отдельные контролирующие функции в сфере охраны окружающей среды в руках органа государственного экологического контроля, который действует на центральном и региональном уровнях. Это будет способствовать оптимизации государственного управления и продвижению принципа интегрированного подхода к управлению окружающей средой. За нарушение природоохранного законодательства субъектами хозяйствования законопроект вводит систему административно-хозяйственных санкций и устанавливает основания и порядок их наложения.

С критикой документа выступили Украинская ассоциация производителей ферросплавов (УкрФА), Федерация металлургов Украины (ФМУ) и ассоциация "Укрцемент". Они обратились к парламентариям с просьбой отозвать и снять с рассмотрения Верховной Рады проект закона.

Согласно письмам ассоциаций промышленников, принципиальным замечанием к законопроекту является выведение экологического контроля из-под действия закона "Об основных принципах государственного надзора (контроля) в сфере хозяйственной деятельности", что создает предпосылки для дополнительного давления со стороны контролирующих органов на предприятия без возможности защиты.

По мнению промышленников, это создает значительные коррупционные риски. Кроме того, законопроект предлагает предоставить Госэкоинспекции контрольные функции в непрофильных для нее направлениях, в частности в транспортной сфере, в сфере государственного геоконтроля, что создает риск непрофессионального осуществления своих полномочий контролирующим органом.

Раскритиковали документ и в Европейской Бизнес Ассоциации (ЕБА). Ассоциация готова поддержать законопроект, но только если будет доработан целый ряд важных моментов.

По мнению заместителя директора по представительству интересов компаний-членов ЕБА Светланы Михайловской, Госэкоинспекция должна быть союзником бизнеса в деле защиты окружающей среды, а не давить на него санкциями и превращаться в источник коррупции.

"К сожалению, сегодня единственной целью органа, который осуществляет экологический контроль в Украине, – Государственной экологической инспекции – является проверка и санкционирование предприятий. Это влечет за собой давление на бизнес и создает коррупционные риски", – сказала Михайловская.

Она подчеркнула: система экологического контроля нуждается в реформировании, она должна стать прежде всего инструментом охраны окружающей среды, а не давления на бизнес.

Как сообщала ЭкоПолитика, 12 января парламентский Комитет по вопросам экологической политики одобрил скандальный законопроект №4459, который приравнивает статус сотрудника Госэкоинспекции к правоохранителям. Европейская Бизнес Ассоциация раскритиковала инициативу.

Читайте также
Парламентский экокомитет проведет заседание 5 февраля: повестка
Парламентский экокомитет проведет заседание 5 февраля: повестка

Нардепы рассмотрят отчет о работе экокомитета за сентябрь 2023 – февраль 2024 года

Парламентский экокомитет проведет заседание 26 января: повестка
Парламентский экокомитет проведет заседание 26 января: повестка

Нардепы не будут рассматривать профильные законопроекты относительно которых комитет определен главным

Появилась повестка экокомитета на 15 января: что рассмотрят нардепы
Появилась повестка экокомитета на 15 января: что рассмотрят нардепы

На заседании рассмотрят план работы экокомитета на период одиннадцатой сессии Верховной Рады

Экокомитет Верховной Рады проведет заседание 12 января: повестка
Экокомитет Верховной Рады проведет заседание 12 января: повестка

Экокомитет рассмотрит план своей работы на период 11 сессии Верховной Рады