Уже два года в Украине продолжается реформирование отрасли охраны окружающей среды под руководством министра Руслана Стрельца. Некоторые реформы находятся на стадии завершения, некоторые вязнут в коррупции, некоторые пока находятся в стадии идей на бумаге.
ЭкоПолитика проанализировала результаты работы Министерства защиты окружающей среды и природных ресурсов за первые три месяца 2024 года.
Миллиарды евро на украинские реформы
В конце февраля Европейский парламент поддержал программу финансовой помощи для Украины на сумму 50 млрд евро на 2024-2027 годы. Она получила название Ukraine Facility. Для получения этих денег Кабинет Министров Украины должен продемонстрировать европейским партнерам реформирование украинской экономики по образцам Европейского Союза. Поэтому в Правительстве разработали план реформ и в марте подали на рассмотрение Еврокомиссии.
В частности, в рамках зеленого перехода Украины запланировано провести шесть реформ:
- курс на климатическую нейтральность;
- запуск рынка квот на выбросы углерода;
- противодействие промышленному загрязнению;
- противодействие незаконным вырубкам лесов;
- оценка влияния на окружающую среду и стратегическая экологическая оценка;
- управление отходами.
Каждые три месяца реформы будут оценивать по соответствующим индикаторам. Если Украина успешно будет реализовывать прописанные в Плане для Ukraine Facility задачи, то уже в этом году может получить 16 млрд евро.
Европейская комиссия 15 апреля одобрила украинский план реформ. В течение месяца страны-члены ЕС должны его согласовать. Если это произойдет, то Украина может получить почти 2 млрд евро.
На реформирование системы охраны окружающей среды из 50 млрд евро будут выделены 2,5 млрд евро. Координатор Комитета промышленной экологии и устойчивого развития Европейской Бизнес-Ассоциации Ольга Бойко отметила, что из-за программы Ukraine Facility Украина недополучит на экологические реформы 2 млрд евро.
"В Ukraine Facility четко предусмотрено, что он должен заменить некоторые другие программы поддержки. В рамках Multi-annual Indicative Programme, которая была одобрена для Украины как подписанта соглашения об ассоциации с ЕС на зеленую трансформацию предусматривали выделить 923 млн евро. В рамках Инструмента предвступительной поддержки (в Европейский Союз, – ред.) Украина претендовала бы на 3,5 млрд евро. Таким образом, она потеряла 2 млрд евро, добровольно отказавшись от других более масштабных и устойчивых программ финансирования в части защиты окружающей среды и противодействия изменению климата", – сообщила эксперт.
В экологической среде подчеркивают: хотя в Плане для Ukraine Facility предусмотрено внедрение практик Европейского Союза, но частично. Пробелы и недоработки могут тормозить реформы.
Адаптация Украины к изменению климата
В январе Минприроды представило Стратегию формирования и реализации государственной политики в сфере изменения климата на период до 2035 года.
"Ее положения направлены на обеспечение эффективного перехода к низкоуглеродному развитию, при этом гарантируется экономическая, энергетическая и экологическая безопасность страны", – отметили в Минприроды.
Уже в феврале для реализации планов, прописанных в документе, был обнародован законопроект "Об основных принципах государственной климатической политики".
Представители экосообщества обращают внимание на недоработки указанной выше стратегии. В частности, в ней не четко прописаны меры, которые необходимо провести для достижения заявленных целей.
Координатор Комитета промышленной экологии и устойчивого развития Европейской Бизнес-Ассоциации Ольга Бойко сомневается в запуске рынка квот на выбросы углерода. Эксперт объяснила, что чтобы запустить систему торговли квотами на выбросы (СТВ) в Украине должна полноценно работать система мониторинга, отчетности и верификации парниковых выбросов. Она определяет объем выбросов парниковых газов, которые предприятия должны покрывать приобретенными квотами. В связи с военной агрессией РФ украинские предприятия имеют право на отсрочку подачи отчетов о выбросах. Поэтому и реализация запуска СТВ в запланированные Минприроды сроки не может быть реализована.
"Зеленый" план для Украины
Одним из условий получения денег программы Ukraine Facility является создание проекта Национального плана по энергетике и климату Украины. Министерство экономики обнародовало его в феврале, а в марте представило Европейской комиссии. Это стратегический документ, который должен обеспечить переход Украины на зеленую энергетику и декарбонизацию украинского хозяйства. В частности, он предусматривает:
- сокращение выбросов парниковых газов по сравнению с уровнем 1990 года на 65%;
- достижение климатической нейтральности энергосектора до 2050 года и всей экономики до 2060;
- сокращение выбросов метана на 30% к 2030 году от уровня 2020 года
- вывод из эксплуатации угольной генерации до 2035 года;
- достижение 27% доли возобновляемых источников энергии (ВИЭ) в структуре общего энергопотребления в 2030 году;
- достижение доли ВИЭ в секторе отопления и охлаждения к 2030 году в 35%, в производстве электроэнергии – до 25%;
- меры по стимулированию производства биометана.
Кабинет Министров в июне должен утвердить проект Нацплана и представить его на Конференции по восстановлению Украины.
Реформа государственного экологического надзора
В начале марта Госэкоинспекция обнародовала проект Стратегии реформирования государственного экоконтроля. Он предусматривает ряд изменений в системе экологического надзора с ориентацией на стандарты Европейского Союза.
Однако проект Стратегии имеет противоречия и недоработки, которые могут остановить реформу. Людмила Цыганок, президент Ассоциации профессионалов окружающей среды "PAEW", обратила внимание, что в операционном плане к Стратегии на первые три года нет информации о повышении заработных плат экоинспекторам. Без стимулирования государственных надзирателей добропорядочно выполнять свои задачи в системе экологического контроля будет продолжаться коррупция. К тому же на низкие зарплаты не придут специалисты, которых сейчас очень не хватает.
"Сейчас мы в PAEW проводим всеукраинское исследование по институциональной способности реализовать все зеленые реформы. Мало написать стратегию, важно ответить на вопрос: кто, как и за какие средства это воплотит в жизнь. Так вот – выводы неутешительные. По предварительным результатам опросов огромное количество специалистов не имеют базиса даже теоретических знаний", – отметила эксперт.
Недостаточный уровень квалификации экоинспекторов влияет и на взыскание ущерба, причиненного окружающей среде.
Недостаточный уровень квалификации экоинспекторов влияет и на взыскание вреда, причиненного окружающей среде.
"Судебная практика по указанному предмету спора, результаты аудитов Счетной палаты свидетельствуют, что основной причиной отказов в удовлетворении исковых требований Госэкоинспекции является недоказанность нарушения и ненадлежащее оформление материалов", – отмечает Людмила Цыганок.
Цифровизация оценки воздействия на окружающую среду
В начале года Минприроды запустило электронный Реестр по оценке воздействия на окружающую среду (ОВД).
"Теперь никаких бумаг, подавать материалы по оценке воздействия на окружающую среду субъекты хозяйствования могут в электронном виде. Это дало возможность сократить сроки процедуры ОВД и изменить способы информирования общественности о планируемой деятельности", – сообщили в Минприроды.
Оценка воздействия на окружающую среду – это процедура, которая определяет возможное опасное воздействие на состояние окружающей среды и на здоровье людей при принятии решений по ведению хозяйственной деятельности. Внедрение оценки воздействия на окружающую среду является одним из условий на пути интеграции Украины в Европейский Союз.
По состоянию на сегодня применение процедуры ОВД ограничили. Представители природоохранных организаций выступили с резкой критикой такого решения.
"Несмотря на то, что Украина усердно работает над имплементацией законодательства, ОВД в нынешних условиях не работает так, как того требуют европейские принципы открытости и справедливости и не всегда выполняет свою основную функцию – предусмотреть неприемлемое воздействие на окружающую среду. Несмотря на имеющуюся критику и очевидные недостатки инструмента ОВД, мы, к сожалению, не видим существенных сдвигов в этом вопросе", – отметили в общественной организации "Экоклуб".
Ограничение процедуры оценки воздействия на окружающую среду вызвало скандал в лесной реформе. Из-за закона № 9516 ОВД решили убрать для санитарных рубок леса.
Антиэкологическая реформа лесной отрасли
В 2022 году министр Минприроды Руслан Стрелец объявил реформирование лесной отрасли.
"Украина как кандидат в члены ЕС, несомненно, должна двигаться европейским путем развития. Мы будем управлять лесами по стандартам и практикам ЕС. Это позволит не только повысить рентабельность отрасли, финансово укрепить государство, но и защитить ценные лесные территории", – подчеркивал министр.
Однако в 2024 году "ценные лесные территории" оказались под угрозой исчезновения. В марте комитет Верховной Рады по вопросам экологической политики и природопользования проголосовал за законопроект № 9516 "Об эффективном управлении лесами". Он отменяет оценку воздействия на окружающую среду для сплошных санитарных рубок на таких участках:
- территория которых меньше 10 гектаров;
- пострадавших от массовых усыханий, пожаров и ветровалов.
В пояснительной записке к законопроекту необходимость отмены ОВД объясняют экономическими потерями. Процедура оценки на окружающую среду может длиться несколько месяцев, а за это время древесина портится, что приводит к убыткам.
Не поддержали проект закона только два члена экологического комитета: Елена Криворучкина и Юлия Овчинникова. Последняя объяснила, что отмена ОВД может привести к неконтролируемым вырубкам леса. Например, недобросовестные чиновники договорятся и какую-то часть леса безосновательно признают такой, где произошло массовое повреждение деревьев короедом. Поэтому возникает необходимость провести санитарную рубку: чтобы отобрать ценную древесину, защитить здоровые деревья от распространения вредителей. Таким образом лес истребляется.
В апреле народный депутат Ольга Василевская-Смаглюк сообщила, что в Чернобыльской зоне только в марте обнаружили 12 незаконных рубок. Леса срубили на 17 железнодорожных вагонов. Она сделала предположение, что за год таких незаконных рубок убытки государства могут достигать суммы более 1 млрд гривен.
Представители экосообщества раскритиковали законопроект № 9516. Они отмечают, что санитарные рубки из мер ухода за лесом давно превратились в массовую заготовку древесины. По статистике, большинство древесины рубят именно санитарными рубками. Отмена ОВД помешает контролировать законность и целесообразность таких мероприятий. Поэтому ряд природоохранных организаций в совместном обращении обратились к народным депутатам Украины с требованием отклонить законопроект № 9516.
Куда отходы?
Министр Руслан Стрелец в недавнем сообщении в Facebook отметил, что реформирование системы управления отходами является "интеграционным флагманом". В Миндовкилле объявили курс на управление отходами на принципах экономики замкнутого цикла.
В рамках реформы в министерстве инициировали ряд мероприятий. В частности, в январе презентовали проект Национального плана управления отходами до 2033 года и план мероприятий к нему. Среди них следующие:
- усовершенствовать украинские экологические законы требованиям европейского законодательства;
- внедрить такие экономические инструменты, которые улучшат систему управления отходами;
- повышение профессиональной квалификации сотрудников системы управления отходами
Также Минприроды обнародовало законопроект, который должен увеличить ставку налога для захоронения смешанных бытовых отходов до 10 раз. Ее размер будет зависеть от класса и типа отходов. Законопроект должен стимулировать перерабатывать мусор, а не закапывать его в землю. Полученные от такой новации деньги должны пойти на мероприятия по управлению отходами.
Реформа обращения с опасными отходами
Однако вместе с продуцированием новых проектов и заявлений в начале года едва не произошел коллапс в области обращения с опасными отходами. В прошлом году, по закону, предприятия в течение шести месяцев должны были получить новые лицензии на деятельность с такими отходами. Но соответствующее постановление Правительства и приказ Минприроды были утверждены только в декабре. В январе текущего года возникла ситуация, что в течение 24 дней ни одно предприятие в Украине не имело лицензии. Вследствие этого возникла угроза образования новых незаконных свалок опасных отходов.
Первую лицензию выдали только первого февраля. По состоянию на вторую половину марта всего девять предприятий получили лицензии на деятельность в области управления опасными отходами. Президент Ассоциации профессионалов окружающей среды (PAEW) Людмила Цыганок отмечает, что ситуация является кризисной.
"На всю Украину есть только 9 компаний с лицензиями на осуществление хозяйственной деятельности по управлению опасными отходами, 6 из которых имеют узконаправленное действие или выданы для собственных нужд предприятий (из 216 на начало года). То есть, Минприроды и Министр Руслан Стрелец считает, что в условиях войны, в конце марта 2024 года 3 предприятия могут справиться с объемами образованных опасных отходов?" – отметила эксперт.
Людмила Цыганок утверждает, что Министерство защиты окружающей среды и природных ресурсов искусственно создает препятствия для предприятий, которые подают заявки на получение лицензии. В частности, представители Минприроды требуют документы, которые определены порядком ведения проверки.
Отходы разрушения на свалки?
В связи с военной агрессией РФ против Украины возникла проблема утилизации и переработки отходов от разрушений. Таких отходов очень много и их количество увеличивается. По данным Минприроды, только на подконтрольной Украине территории накопилось 600 тысяч тонн. Часть отходов от разрушений содержат в себе токсичные вещества, а потому опасны для окружающей среды и здоровья людей.
Для решения проблемы Кабмин в 2022 году утвердил Порядок обращения с отходами, образовавшимися в связи с повреждением (разрушением) зданий и сооружений в результате боевых действий, террористических актов, диверсий или проведением работ по ликвидации их последствий. Согласно документу хранить указанные отходы необходимо по отдельным правилам в соответственно обустроенных местах с особой инфраструктурой.
Но часто такие отходы оказываются на свалках. Органы местного самоуправления, на которые возложены функции управления отходами разрушения, имеют недостаток средств на создание соответствующих мест хранения. По информации Минприроды, из-за устаревшего законодательства асбест (токсичное вещество, которое применяют в строительстве) до сих пор захоранивают на полигонах с бытовым мусором. По нормам ЕС такие опасные отходы утилизируют по отдельной специальной процедуре. Пока токсичный асбест ежедневно попадает на свалки Минприроды пока только нарабатывает правила управления асбестосодержащими отходами.
Заработает ли в Украине принцип РОВ?
По информации Минэкологии, в Украине от трети до почти половины бытовых отходов составляют отходы упаковки. Все они попадают на полигоны бытового мусора или незаконные свалки. Всю эту массу можно было бы отсортировать и повторно переработать, при этом не увеличивать территории полигонов.
Уже год в Украине работают над правками к законопроекту "Об упаковке и отходах упаковки". Он должен ввести в действие принцип расширенной ответственности производителя (РОП). Такой механизм должен стимулировать производителей использовать такую упаковку, которую можно переработать и использовать сырье снова.
Представители экологической экспертной среды нашли в законопроекте противоречия и призвали их устранить. Эксперт по обращению с отходами в Украинском институте будущего Александр Лымарь рассказал, что в законопроекте есть препятствия для регистрации организации РОП. Зато предложения Минприроды могут привести к монополизации ОРВВ и ее блокированию. Поэтому на сегодня РОП не работает, отходы упаковки традиционно расширяют площади полигонов и несанкционированных свалок.
А что говорит министр?
Недавно Руслан Стрелец отчитался о достижениях за два года реформ в природоохранной отрасли. Он отметил, что прогресс Украины за 2022-2023 годы Европейская комиссия оценила на четыре балла из пяти.
Но здесь министр лукавит: такую высокую оценку поставили за четыре из 33 пунктов, к которым министр не имеет никакого отношения. Речь идет о "Таможенном блоке", внешней политике, энергетике и политике безопасности. Зато реформы в области охраны окружающей среды оценили на "единицу".
В сети интернет представители экосообщества раскритиковали итоги работы Руслана Стрельца. Вспомнили ему недоработки и противоречия в разработанных законопроектах, массовые незаконные рубки леса, которые не прекращаются, а также систематическую коррупцию в системе государственного экологического надзора. Кажется, что Минприроды за последние три месяца провело большую работу: представило и запустило в работу значительные проекты (хотя и несовершенные). Но вместе с этим продолжает в этих проектах лелеять коррупционные риски, тем самым сдерживая собственное продвижение к успешным реформам. Да и во время движения по пути реформ Минприроды время от времени наступает себе же на хвост, замедляя ход. А вместе с тем и евроинтеграционное продвижение Украины.