Переходный этап CBAM: первые проблемы и необходимые решения shutterstock

Переходный этап CBAM: первые проблемы и необходимые решения

Тарас Хащенко

На этапе подачи отчетности по CBAM бизнес столкнулся с проблемами, требующими привлечения внешней экспертизы

С 1 января 2026 года в Евросоюзе в полном объеме заработает механизм трансграничной углеродной корректировки (CBAM – Carbon Border Adjustment Mechanism), согласно которому импортные товары, производство которых связано со значительными выбросами углерода, будут облагаться дополнительными тарифами. Однако уже с 1 октября 2023 года начал действовать переходный период, во время которого импортеры представляют отчетность о выбросах углерода во время своего производства, но без оплаты за сертификаты CBAM.

Уже на этом этапе украинские компании столкнулись с довольно сложными проблемами, требующими даже привлечения внешней помощи. Полноценный запуск CBAM с 2026 года будет иметь сильное негативное влияние – украинский экспорт металлургической продукции, цемента и удобрений может существенно снизиться или даже полностью прекратиться. Такое положение дел требует немедленных действий государства, а именно содействия в смягчении применения CBAM к украинскому бизнесу.

Первые проблемы

Проблемы с подачей отчетности по CBAM были у всех компаний, поскольку такая документация новая и достаточно сложная для украинского бизнеса, говорит Ольга Кулик, директор Департамента экологии энергетики и зеленой экономики Федерации работодателей Украины (ФРУ).

Опрос экспертов рынка и украинских экспортеров показал наличие таких основных проблем при подаче отчетности по CBAM:

1. Недостаточный уровень экспертизы основных стейкхолдеров, особенно импортеров.

Отсутствие понимания процессов и требований часто приводит к трудностям коммуникации, что особенно остро проявлялось в начале 2024 года.

2. Нехватка адресной методологической помощи.

"Меньше 10% из 20 тыс. компаний в Германии, которые должны были отчитываться вовремя, сделали это. И в Украине также проблемы с отчетами, с методикой. Очень сырая процедура, сырой эксперимент, но начинает влиять на украинские компании", – говорит Станислав Зинченко, директор информационно-аналитического центра GMK Center.

3. Необходимость доступа к необходимым данным.

А именно: к стандартным коэффициентам, например, показателю (коэффициенту) выбросов СО2 на 1 кВт потребленной мощности, поскольку отчет на основе контрольных значений по умолчанию завершен летом этого года.

"Мы еще весной этого года обращались к правительству с просьбой помочь решить этот вопрос, ведь это один из основных коэффициентов для расчетов в отчете. Насколько мне известно – работа идет, но о результатах, к сожалению, информация отсутствует", – говорит Ольга Кулик.

4. Отсутствие у компаний обученных работников, которые могут готовить соответствующие отчеты.

ФРУ часто получает запрос на проведение тренингов и/или разъяснений относительно этих отчетов и их заполнения. Некоторые компании решают обращаться к консультантам. Стоимость их услуг достаточно высока, а для некоторых компаний несоразмерна, ведь из всего спектра экспортируемых товаров не все из них подпадают под CBAM-регулирование и процент "CBAM-товаров" сравнительно мал.

5. Ограниченные временные рамки для операторов больших и сложных установок, таких, как интегрированные металлургические предприятия.

Меньше года на подготовку документации по мониторинговым методологиям и отчетам в соответствии с европейским законодательством, которые существенно отличаются от существующих национальных стандартов, – это амбициозная задача. Операторы должны адаптироваться к новым требованиям в сжатые сроки, что может отрицательно сказаться на качестве подготовленной документации.

6. Усложнение процессов.

Далее нужно будет проходить верификацию предоставляемых данных/отчетов. И здесь остро встанет вопрос с доступом к верификаторам, если точнее, будут ли в Украине верификаторы, которые будут иметь право проводить соответствующую верификацию. Кроме того, будет вопрос об их количестве, которое в условиях повышенного спроса на эти услуги, будет влиять еще и на стоимость таких услуг.

Внешняя помощь

Определенная сложность подготовки отчетности по CBAM привела к тому, что все или большинство украинских компаний привлекали внешнюю экспертизу. Интересно, что даже привлечение внешней помощи не является исчерпывающим решением проблемы.

Влияние CBAM на экономику

Согласно результатам исследования GMK Center, введение СBAM в ЕС приведет к росту потерь украинской экономики. Сейчас более половины украинского экспорта товаров поступает в ЕС, и к 15-17% из них может применяться CBAM.

Если в первый год полного внедрения CBAM Украина потеряет $202 млн экспорта, то в 2030 году этот показатель вырастет до $1,44 млрд в год.

"Из-за CBAM Украина может после 2030 года прекратить экспорт такой продукции как цемент, удобрения, чугун, квадратная заготовка, сортовой прокат. Украинская металлургическая промышленность пострадает от CBAM больше, поскольку 93% украинского экспорта, подпадающего под CBAM, составляют изделия из чугуна и стали", – отмечается в исследовании.

Поскольку возможность внедрения проектов по декарбонизации в условиях войны остается под вопросом, для украинских компаний внедрение ценовой составляющей CBAM с 2026 года очевидно не приведет к сокращению выбросов парниковых газов, а лишь усугубит и так шаткую ситуацию с реализацией продукции.

Впрочем, вероятно, что влияние CBAM не будет оказывать существенного влияния на отдельных украинских экспортеров из-за специфики производства, готового к выполнению экологических требований.

Государственная поддержка

Учитывая объем проблем на стадии подготовки отчетности и, главное, потенциального влияния CBAM, крайне важна государственная поддержка смягчения действия этого механизма на украинскую экономику и бизнес. Так, необходимо ускорить создание в Украине информационной базы с показателями (коэффициентами) выбросов СО2 на 1 кВт потребленной мощности.

По словам Ольги Кулик, со стороны властей нужно ввести рекомендательную и методологическую поддержку:

  • украинских экспортеров, подпадающих под регуляцию CBAM, в ходе подготовки документов, необходимых для экспорта собственной продукции в ЕС;
  • украинских производителей прекурсоров в предоставлении информации по запросу производителей товаров, подпадающих под CBAM, относительно показателя выбросов СО2, поскольку выбросы от производства прекурсоров должны быть учтены при расчете общих выбросов СО2 при производстве такого товара.

На глобальном уровне бизнес предлагает провести переговоры с Еврокомиссией по применению декларативного принципа CBAM для Украины на период военного положения и несколько лет на период восстановления.

"Одним из подходов, которые можно предлагать в рамках этого положения, может быть применение декларативного подхода к товарам, импортируемым из Украины в ЕС и подпадающим под действие CBAM. То есть фактически это будет тот же подход, как и для остальных стран, но без взимания платы за выбросы", – отмечает Людмила Крепко, исполнительный директор ассоциации "Укрцемент".

Напомним, что согласно ч. 7 ст. 30 Регламента (ЕС) 2023/956 о CBAM можно вводить временные меры по преодолению исключительных обстоятельств, если "произошло непредсказуемое, исключительное и непровоцированное событие, находящееся вне контроля одной или нескольких третьих стран, на которые распространяется CBAM, и это событие имеет разрушение. для экономической и промышленной инфраструктуры такой страны или соответствующих стран. Минэкономики отмечает, что соответствующий переговорный процесс уже начался.

Такое решение будет выгодно и самому Евросоюзу, поскольку это обеспечит гарантированные поставки из Украины железорудного сырья и стальных полуфабрикатов, произведенных с низкими выбросами углерода. Однако Украине необходима помощь в инвестировании процесса "зеленого перехода" для предприятий ГМК.

"Тот факт, что сталь выплавляется в государствах, которые придерживаются тех же политических целей по производству стали, следует рассматривать как инвестицию в устойчивые и дружественные цепи поставок. Это особенно важно для достижения климатических целей. Декарбонизация стали будет эффективной, если ее будут поддерживать цепи поставок, которые поощряют инвестиции в современные технологии декарбонизации сырья, в частности, железной руды", – отмечает Тарас Качка, заместитель Министра экономики Украины – Торговый представитель Украины.

Также, по мнению Ольги Кулик, важно инициировать переговоры с Еврокомиссией по привлечению ответственных органов украинской власти к разработке законодательных актов ЕС о порядке верификации отчетности CBAM, чтобы обеспечить возможность осуществлять верификацию таких отчетов украинскими субъектами хозяйствования и далее для взаимного признания результатов верификации со стороны Украины и ЕС.

"Мы не видим заинтересованности ни правительства, ни министерств, которые должны вести постоянные переговоры. И в ЕС удивлены, почему Украина не участвует активно в этом процессе. К сожалению, часть работников правительства считают, что это проблема бизнеса, а не Кабмина", – констатирует Станислав Зинченко.

Кроме того, Минэкономики следует начать разработку украинского механизма CBAM для импорта продукции из третьих стран, аналогичный тому, который введен в ЕС. По мнению экспертов Европейской Бизнес Ассоциации, это будет способствовать защите национальных производителей и обеспечению одинаковых условий для всех участников рынка в Украине (производителей и импортеров), а также ускорит и упростит процесс интеграции рынка Украины в рынок ЕС после обретения Украиной статуса страны-члена ЕС.

Читайте также
Ключевые отличия CBAM в Великобритании и ЕС: эксперты раскрыли детали 
Ключевые отличия CBAM в Великобритании и ЕС: эксперты раскрыли детали 

Подходы британского королевства и европейского блока схожи, но есть и разнящиеся моменты

ЕС должен снова обсудить возможность освободить Украину от CBAM, – аналитики CER
ЕС должен снова обсудить возможность освободить Украину от CBAM, – аналитики CER

Специалисты также настаивают на помощи странам-партнерам в декарбонизации их промышленности

Эксперт назвал 3 компонента для снижения влияния CBAM на экономику Украины
Эксперт назвал 3 компонента для снижения влияния CBAM на экономику Украины

Уплата новой углеродной пошлины – это серьезный вызов для отечественных производителей

Украинские компании имеют право на европейскую поддержку для зеленого перехода, – Станислав Зинченко
Украинские компании имеют право на европейскую поддержку для зеленого перехода, – Станислав Зинченко

Чрезвычайно важно, чтобы Европейский Союз относился к Украине как к своей части, а не как к третьей стране