От CBAM украинский бизнес будет терять ежегодно по 396 млн евро — KSE shutterstock.com

От CBAM украинский бизнес будет терять ежегодно по 396 млн евро — KSE

Валентина Гембарская

Доходы предприятий будут сокращаться до 2030 года

Украинский бизнес будет ежегодно терять по 396 млн евро с 2026 до 2030 года, если в Европейском Союзе введут углеродную пошлину — CBAM. В результате такого шага со стороны ЕС ВВП Украины также будет сокращаться на 0.08%/год.

К такому выводу пришли эксперты Киевской школы экономики (KSE) в своем ноябрьском исследовании.

Отмечается, что украинская экономика имеет высокую зависимость от рынка ЕС (от 36% до 42% экспорта приходится на ЕС), поэтому внедрение СВАМ может привести к негативным последствиям для украинского экспорта и зависимым отраслям экономики – под риском $2.9 млрд/год экспорта.

Эксперты прогнозируют, что прибыль до вычета процентов, налогов и амортизации (EBITDA) будет снижаться до 295 млн евро в год от сокращения объемов экспорта и до 101 млн евро вследствие дополнительного тарифа.

По оценкам KSE, наиболее негативное влияние CBAM окажет на экспортеров металлургической продукции. Введение CBAM привет к сокращению экспорта украинской металлургической продукции в ЕС на 9%.

EBITDA украинских экспортеров электроэнергии будет сокращаться в диапазоне от 115 млн евро до 122 млн евро в течение 2026-2030 гг., если интеграция украинской и европейской энергосистем состоится в 2023 году.

Доходы сектора удобрений и химвеществ будут снижаться на 25 млн евро в 2026 году до 23 млн евро в 2030 году. Объем экспорта за этот период сократится на 38%.

Аналитики отмечают, что дополнительную нагрузку на украинский бизнес с точки зрения регулирования выбросов СО2 окажет внутренняя система торговли выбросами (СТВ). При условии, что украинская СТВ будет запущена в 2025 году и распространена на секторы энергетики, металлургии, удобрений, аммиачной и цементной промышленности, сокращение доходов украинских производителей будет составлять от 3,2 млрд евро до 25,9 млрд евров течение 2025-2030 гг. в зависимости от сценария.

В общем эксперты KSE пришли к таким выводам:

  1. Целью внедрения СВАМ является борьба с утечкой углерода. Анализируя динамику торговли Украина-ЕС можно утверждать, что из ЕС в Украину не происходила утечка углерода.
  2. Для экономики Украины, страдающей от потери контроля на Крымом и ОРДЛО и военной агрессии России, необходимо разработать и применять индивидуальные условия СВАМ, которые будут учитывать нынешние достижения по сокращению выбросов и сбалансированное влияние на украинскую промышленность – стимулировать модернизацию и сокращение выбросов без существенных негативных последствий для экономики.
  3. Индивидуальные условия для Украины могут заключаться в следующих мероприятиях:
  • Предоставление доступа к передовым зеленым технологиям и участие в крупных проектах по декарбонизации (например, по развитию производства и использованию водорода)
  • Дополнительный пробный период для внедрения СВАМ
  • Финансовое поддержание климатической трансформации экономики Украины (используя средства от СВАМ и зеленых фондов ЕС)
  • Отдельный механизм СВАМ, учитывающий контекст Украины (другая формула расчета, более лояльные бенчмарки и/или отдельные группы товаров, на которые распространяется СВАМ)
  • Уменьшение/отмена действующих ограничений на экспорт в ЕС (в качестве компенсаторных механизмов)

CBAM будет представлять собой дополнение европейской Системы торговли квотами, но вместо квот вводятся специальные CBAM-сертификаты, которые будут покупать импортеры углеродоемкой продукции в ЕС. Цены сертификатов будут рассчитываться на основе средней аукционной цены квот в рамках европейский системы торговли выбросами (EU ETS).

С 2023 года начнется переходный период, когда компании начнут сообщать о выбросах СО2, зафиксированных при производстве соответствующей продукции. Механизм будет учитывать объем прямых выбросов СО2, полученных при производстве продукции, без включения на первом этапе косвенных выбросов, полученных при потреблении "грязной" электроэнергии.

При этом ЕК предлагает компаниям покупать CBAM-сертификаты начиная с 2026 года, когда механизм заработает полноценно. Это, по мнению ЕК, поможет компаниям вне ЕС постепенно адаптироваться к системе сертификатов.

Как сообщала ЭкоПолитика, на 23-м саммите "Украина—ЕС", который состоялся 12 октября в Киеве, украинская сторона представила свою позицию относительно механизма пограничной корректировки углерода (CBAM).

Судя по всему, договоренность относительно "углеродного налога" еще не заключена, но представители Евросоюза заверили, что ЕС готов помочь Украине в адаптации.

Читайте также
Ключевые отличия CBAM в Великобритании и ЕС: эксперты раскрыли детали 
Ключевые отличия CBAM в Великобритании и ЕС: эксперты раскрыли детали 

Подходы британского королевства и европейского блока схожи, но есть и разнящиеся моменты

ЕС должен снова обсудить возможность освободить Украину от CBAM, – аналитики CER
ЕС должен снова обсудить возможность освободить Украину от CBAM, – аналитики CER

Специалисты также настаивают на помощи странам-партнерам в декарбонизации их промышленности

Эксперт назвал 3 компонента для снижения влияния CBAM на экономику Украины
Эксперт назвал 3 компонента для снижения влияния CBAM на экономику Украины

Уплата новой углеродной пошлины – это серьезный вызов для отечественных производителей

Украинские компании имеют право на европейскую поддержку для зеленого перехода, – Станислав Зинченко
Украинские компании имеют право на европейскую поддержку для зеленого перехода, – Станислав Зинченко

Чрезвычайно важно, чтобы Европейский Союз относился к Украине как к своей части, а не как к третьей стране