НВВ2 для Украины: очередной амбициозный провал или шанс на привлечение инвестиций? t.me/mindovkillia, facebook.com/UkrainianEmployers

НВВ2 для Украины: очередной амбициозный провал или шанс на привлечение инвестиций?

Анна Великая

Конструктивного диалога, к сожалению, не получилось

27 мая Министерство защиты окружающей среды и природных ресурсов Украины провело мероприятие "Климатическая политика Украины: ОНУВ в условиях современных вызовов". Представителей всех заинтересованных сторон пригласили присоединиться к обсуждению сценариев нового Определяемого на национальном уровне вклада (ОНУВ) в Парижское соглашение, которые готовит министерство.

ЭкоПолитика внимательно выслушала представителей министерств, профильных экспертов, общественных деятелей, промышленников, международных партнеров. Вашему вниманию представляем основные выводы из этого шестичасового мероприятия.

Прогнозы есть, предложений нет

Во время первой панельной дискуссии представители Института экономики и прогнозирования Национальной академии наук Украины представили сценарии сокращения выбросов парниковых газов к ОНУВ2 Украины до 2035 года. Они содержат очень много неопределенностей, связанных с войной и оккупацией отдельных территорий, и, соответственно, большое количество предположений, в частности относительно восстановления территориальной целостности Украины до 2030 года и постепенной реинтеграции Запорожской АЭС в энергетическую систему нашей страны с 2028 года.

Ученые также подсчитали капитальные инвестиции, необходимые для декарбонизации каждого из секторов, которые производят выбросы, с учетом имеющихся мер и с привлечением дополнительных мер. При первом варианте Украина нуждается в €31,3 млрд, при втором – в €59 млрд.

Ни ученые, ни представители министерств не предложили никаких конкретных шагов, каким образом будут привлекаться эти инвестиции. Просто пообещали продолжить работу по анализу сценариев ОНУВ2 и провести секторальные обсуждения результатов моделирования.

Позиция промышленников

Во время второй панельной дискуссии слово дали представителям бизнеса.

Глава комитета экологии и развития зеленой экономики Федерации работодателей Украины (ФРУ) Павел Жила напомнил, что в 2021 году без каких-либо публичных обсуждений был принят ОНУВ, который предусматривал 65% снижения выбросов СО2. Промышленников тогда просто поставили перед фактом. Он выразил надежду, что на этот раз будет иначе: принятый ОНУВ2 станет результатом дискуссий и обсуждений всех заинтересованных сторон.

"[Надеюсь – ред.], будет проведена всесторонняя оценка и по факту это решение будет не исключительно политическим, а взвешенным и правильным", – сказал глава комитета.

Павел Жила также озвучил следующую позицию бизнеса: принимать сейчас какие-то решения в период войны и в период полной неопределенности – преждевременно. По мнению представителя ФРУ, нужно "искать возможность дождаться окончания войны, понять, на каком этапе и в каком формате будет страна, и после этого заявлять о каких-то амбициях, целях и говорить о чем-то подобном".

Эксперт поблагодарил авторов прогнозных расчетов, но отметил, что худшее, чего нет – это "определенности и понимания, что будет завтра".

"Заявлять об амбициях в нашей ситуации возможно, но трудно. Позиция бизнеса – это отсрочить этот период", – говорит Павел Жила.

Он подчеркнул, что "бизнес сознательный, бизнес понимает, но решение, наверное, преждевременное".

Директор департамента по устойчивому развитию ПАО "АрселорМиттал Кривой Рог" Ольга Семкив подчеркнула, что в условиях Украины, к сожалению, изменение технологического пути – значительные инвестиции, которые, например, предусматривают строительство новых электродуговых печей вместо доменного производства – невозможны в ближайшей перспективе от 2 до 5 лет. Именно поэтому и нет возможности уменьшить встроенные выбросы с той скоростью, чтобы соответствовать требованиям ЕС в рамках CBAM.

"Все планы [по декарбонизации – ред.] у нас есть. Понятно, как мы должны оплачивать выбросы, какие меры мы должны внедрять – это все очевидно. Но есть один нюанс – это финансирование и в принципе осуществимость этих инвестиций, потому что основные технологии находятся за рубежом, и для внедрения их в Украине есть определенные препятствия – не так просто подрядчиков привезти в Украину. А второе – это вопрос безопасности", – сказала директор.

Она напомнила, что строительство на территории, которая находится недалеко от фронта, вызывает определенные вопросы.

Ольга Семкив уверена, что несмотря на наличие многих проблем и нюансов, для бизнеса и государства необходимо находить совместные решения. По ее мнению, стоит рассмотреть вариант более рационального использования поступлений от эконалога, чтобы преимущества от него получали не только небольшие эмитенты, но и те предприятия, которые собственно его и платят.

"Несмотря на то, что наши выбросы просели в последнее время, мы платим значительный объем этого налога. Да, скажем честно, он не очень поможет во внедрении таких масштабных проектов, как строительство электродуговой печи. Но, тем не менее, он позволит нам сделать инжиниринг, разработать проектную документацию, подготовить площадку", — отметила руководительница.

Она подчеркнула, что любые инструменты и любая финансовая помощь от государства сейчас будет важна для каждого предприятия. И в компании очень рассчитывают на то, что государство пойдет навстречу и вместе с бизнесом будет дальше совместно искать решение.

Менеджер Комитета промышленной экологии и устойчивого развития Европейской бизнес ассоциации (ЕБА) Виктория Карпец заверила, что бизнес прилагает все возможные усилия, чтобы достичь климатических целей, даже несмотря на нынешнее очень сложное время в Украине. Она убеждена, что наша страна взяла амбициозную планку по ОНУВ, несмотря на то, что ее сложно достичь в условиях военного времени.

Карпец подчеркнула, что модернизация с целью декарбонизации — это процесс, который требует значительных капиталовложений, и без прямого финансирования от ЕС и других международных партнеров сейчас для компаний это очень сложно, поскольку их главная цель на данный момент — выжить. Поэтому в ЕБА считают, что при определении ОНУВ2 Украине нужно ставить реалистичные цели, которых действительно можно достичь в условиях войны и послевоенного периода.

Какой результат дискуссий

В самом начале мероприятия заместитель министра защиты окружающей среды и природных ресурсов Украины по вопросам евроинтеграции Ольга Юхимчук сказала, что "Национально определенный вклад – это не столько о цифрах, сколько о действиях и мерах, которые необходимо реализовать всему правительству". Вот этого мы как раз и не увидели. От представителей власти не прозвучало никаких конкретных предложений, как государство готово помочь предприятиям в процессе "зеленого перехода".

Максимум, на что оказалось пособно государство – это заняться разработкой платформы, которая будет содержать перечень возможных иностранных источников финансирования декарбонизации и варианты сокращения выбросов парниковых газов, которые остаются финансово возможными в нынешних условиях.

Представительница Европейского инвестиционного банка (ЕИБ) Виолена Сильвестро фон Камеке говорила преимущественно о помощи, которую ее учреждение оказывает для восстановления школ, больниц и другой социальной инфраструктуры Украины, а по поводу помощи промышленным предприятиям советовала через нее связаться с другим профильным специалистом ЕИБ. Почему его не пригласили на мероприятие – непонятно.

Итак, мы в очередной раз увидели, что Минприроды продемонстрировало свое умение организовывать красивые публичные мероприятия, ставить цели и писать стратегии. А вот конкретных действий и мер по содействию декарбонизации отечественной промышленности, которая страдает в условиях войны, так и не увидели. Поэтому возникает резонный вопрос: а есть ли смысл в проведении таких показательных встреч?

Читайте также
Украина обсудила пути внедрения и финансирования НОВ3
Украина обсудила пути внедрения и финансирования НОВ3

Разработка второго Национально определенного вклада нашей страны все еще продолжается

В Украине разработали план для обновленного Национально определенного вклада
В Украине разработали план для обновленного Национально определенного вклада

Украина должна внести свой вклад в глобальную борьбу с изменением климата

Экокомитет Верховной Рады подвел экологические итоги года
Экокомитет Верховной Рады подвел экологические итоги года

В ходе обсуждения акцентировали внимание на вопросах климатической политики и декарбонизации экономики

Стало известно, когда Минэкологии разработает план имплементации НВВ2
Стало известно, когда Минэкологии разработает план имплементации НВВ2

Украина должна сократить выбросы парниковых газов на 65% от уровня 1990 года по 2030 год