Нелегальные свалки — только вершина проблемы, которая намного глубже, — замминистра защиты природы Федоренко

Нелегальные свалки — только вершина проблемы, которая намного глубже, — замминистра защиты природы Федоренко

Валентина Гембарская

Ведомство, несмотря на вызовы связанные с войной, продолжает работать над экологическими законами, актуальными как никогда

ЭкоПолитика продолжает знакомить своих читателей с новой командой Министерства защиты окружающей среды. В мае 2022 года новый министр Руслан Стрелец привел новую команду в ведомство. Одним из его заместителей стал Евгений Федоренко. Он координирует работу по формированию государственной политики в сфере управления отходами, устойчивого недропользования, экологической и химической безопасности. К его обязанностям относится также евроинтеграция и выполнение "природоохранной части" обязательств по Соглашению об ассоциации с ЕС. Аналогично, как и координация работы с проектами международной технической помощи, международное сотрудничество со странами-партнерами и организациями по защите окружающей среды.

Мы пообщались с господином Федоренко об его успехах в должности, актуальном состоянии гармонизации украинского законодательства с европейским и работе Минприроды во время войны. Подробнее – в материале.

  • Что уже удалось реализовать за то время, что Вы находитесь в должности?

В тех условиях, в которых пришлось работать нашей команде (имею в виду военное положение и все вызовы, с которыми сталкивается страна), считаю, что у нас есть неплохие результаты.

Нам удалось запустить реформу системы химической безопасности в стране. В прошлом году был принят Закон "Об обеспечении химической безопасности и управлении химической продукцией", над которым наша команда работала с экспертами ОБСЕ. Фактически это тот фундамент, на котором сегодня Украина будет строить свою химическую безопасность, чтобы максимально заботиться о защите людей и окружающей среде.

До этого у нас действовала устаревшая советская система. В результате у нас была ситуация, когда особо опасные вещества, которые выводили с рынков других стран, свободно экспортировали в Украину, риски никто не оценивал, ответственности никто не нес.

Сейчас мы вводим новые европейские подходы. И как следствие, у нас будут инструменты, чтобы не допустить попадания на украинский рынок товаров с канцерогенами, мутагенами, биоаккумулятивными, токсичными веществами и тому подобное.

Кроме того, на период военного положения мы определили список химических веществ, торговля которыми может запрещаться в Украине и могут изыматься у предприятий, учреждений и организаций по соображениям безопасности. Его утвердило правительство летом прошлого года.

Мы изменили правила работы для недропользователей. Следовательно, в декабре за адвокации нашей команды был принят Закон №2805-IX, которым усовершенствовано законодательство в этой сфере. А фактически мы встали на путь дерегуляции.

Что это дает стране? Мы понимаем, что от того, насколько будет эффективно работать эта отрасль, зависит экономика страны. От этого зависит энергетическая сохранность. И это повлияет на то, будет ли у Украины достаточно сырьевых ресурсов для восстановления городов и населенных пунктов. (Кстати, совместно с Госгеонедра мы уже разработали карту строительных полезных ископаемых. Сейчас доступ к ней закрыт, однако мы готовы после победы обеспечить необходимой информацией недропользователей).

Также был подписан Меморандум о технической помощи из ЕБРР по выделению 2,4 млн евро на оцифровку геологической информации.

Кроме того, наконец по прошествии стольких лет дискуссий, попыток, провалов, нам удалось запустить реформу системы управления отходами. В июне прошлого года Верховная Рада одобрила рамочный евроинтеграционный Закон "Об управлении отходами". Закон депутатский, но Министерство активно участвовало в его доработке и занимало четкую позицию — документ должен быть принят, если мы хотим и дальше двигаться в ЕС и решать свои проблемы с отходами. Поэтому мы адвокатировали этот законопроект.

  • В прошлом Вы больше года занимались темой обращения с отходами в министерстве. Сейчас Ваша деятельность связана с этой темой тоже. Что делает министерство для борьбы с нелегальными полигонами и свалками?

На самом деле нелегальные полигоны и свалки — это то, что каждый из нас видит на поверхности, в конечном счете. Но проблема гораздо глубже. Ибо давайте откровенно, что приводит к образованию таких свалок?

Это и отсутствие системы раздельного сбора отходов, если бы люди знали, что не зря сортируют мусор и что в результате он поедет на переработку. Это и нехватка необходимых мощностей для такой переработки. Это и отсутствие качественно работающих схем санитарной очистки в населённых пунктах. Это и отсутствие информационной системы управления отходами, вследствие чего государство не может контролировать, сколько образуется отходов и куда они едут. Это и низкий уровень ответственности за нарушение требований законодательства, что приводит к новым правонарушениям. Это и отсутствие расширенной ответственности производителя, при которой производитель должен собирать и утилизировать упаковку, которую выпустил на рынок. И этот список можно продолжать.

В то же время, какая ситуация с отходами в стране? Ежегодно у нас образуется около полумиллиарда тонн отходов (и это только по официальной статистике). В пересчете на одного человека приходится до 12 тонн отходов в год, а на квадратный километр территории – 828 тонн. В ЕС эти показатели составляют 5 тонн/год и 567 тонн/км2 соответственно. Это насчет образования. Объемы накопления поражают еще больше – 15 млрд тонн в год. Такие данные дает официальная статистика. Эксперты увеличивают этот показатель до 36 млрд тонн.

Потому решать проблему нужно комплексно. Как? Здесь не нужно придумывать что-то особенное. Достаточно обратиться к опыту международных коллег, прошедших этот путь успешно. В вопросах управления отходами мы отстаем от европейских соседей на 20-30 лет. Украина сегодня является единственной страной в Европе, где у государства нет контроля над отходами, а более 90% их захороняется в землю.

Чтобы изменить это и был принят рамочный евроинтеграционный Закон "Об управлении отходами". Именно поэтому Минприроды настаивало на необходимости его одобрения. Документ имплементирует положения Директивы 2008/98/ЕС об отходах. И фактически позволяет начать необходимые изменения, чтобы качественно изменить ситуацию в нашей стране: внедрить европейскую иерархию обращения с отходами; организовать планирование управления отходами на национальном, региональном и местном уровнях; закрыть старые свалки, а оставшиеся привести к европейским нормам; создать условия для построения современной мусороперерабатывающей инфраструктуры по европейским правилам; установить принцип "загрязнитель платит"; внедрить расширенную ответственность производителя и т.д.

По нашим прогнозам, реализация всех запланированных мероприятий в рамках реформы позволит:

  • охватить системой раздельного сбора отходов 100% населения страны;
  • создать такие условия, когда на рециклинг и восстановление будет попадать более 50% бытовых отходов, а будет храниться не более 30%;
  • закрыть и рекультивировать полигоны, которые не отвечают требованиям закона;
  • построить современные заводы по обработке бытовых отходов по кластерному подходу. Для этого нам обязательно нужно создать благоприятные условия для привлечения инвестиций в сферу.

Кроме того, Министерство работает над разработкой нормативных документов для усиления уголовной и административной ответственности за правонарушения в сфере управления отходами. А также над созданием экономических инструментов, чтобы восстанавливать отходы в нашей стране, стало экономически выгоднее, чем захоронять.

Вот все эти меры и должны способствовать тому, что уже через несколько лет с момента реализации реформы в стране должны исчезнуть несанкционированные полигоны и свалки.

  • Как эксперт в сфере обращения с бытовыми отходами, как Вы оцениваете сильные и слабые стороны законопроекта 2207-1д? Как вы думаете, какие могут возникнуть проблемы с его реализацией?

Как эксперт могу сказать только одно, принятие рамочного Закона – это существенный шаг вперед для Украины. Ибо до этого у нас действовал закон еще в 1998 году. Конечно, четверть века назад это был достаточно прогрессивный документ, основанный на положениях Европейской Директивы 75/442/ЕЭС об отходах (1975 г.).

Однако в 2008 году европейцы изменили свое законодательство, приняв Директиву 2008/98/ЕС об отходах. Украина, к сожалению, за это время смогла лишь ситуативно внести два десятка изменений в действующее законодательство. Даже морфология мусора с 1998 года коренным образом изменилась, а мы продолжали руководствоваться устаревшим законодательством.

В последние каденции парламента законодательных инициатив, направленных на урегулирование этой сферы, было достаточно. Но в силу разных причин они не нашли поддержки. Наиболее удачным, по нашему мнению, был законопроект №2207-1, который в итоге и одобрил парламент.

Но нужно понимать, что принятие рамочного закона это только первый шаг. Сам по себе документ не заработает, пока не будет разработана необходимая законодательная основа.

В общей сложности на пути к практической реализации реформы должны разработать в первую очередь 12 законопроектов, 11 проектов постановлений Правительства, 7 приказов министерства. И это без учета нормативного базиса, который нужен, чтобы привести в действие секторальное законодательство в этой сфере.

И если эту нормативную базу не подготовить — это и будет главным риском провала реформы . Мы это понимаем, потому активно нарабатываем нужные документы.

В декабре мы презентовали Дорожную карту реформы — что делать, чтобы все механизмы, прописанные в Законе, заработали на практике. И министерство целенаправленно, последовательно шаг за шагом двигается по намеченному плану.

  • В частности, у Вас есть пятилетний опыт внедрения международных проектов. Как вы можете оценить интеграцию украинского экологического законодательства с европейским? На сколько мы выполняем Соглашение об Ассоциации в части законодательства?

Министерство активно занимается имплементацией европейского законодательства в окружающей среде и входит в первую десятку среди других министерств по уровню внедрения Соглашения об Ассоциации Украина-ЕС. Да, за 2022 год состояние внедрения соглашения об Ассоциации в части окружающей среды выросло с 61% до 70%.

В прошлом году было одобрено 9 евроинтеграционных законов. В частности, это и уже упомянутые Законы "Об управлении отходами", "О химической безопасности и управлении химической продукцией", "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины об усовершенствовании законодательства в сфере пользования недрами", а также о сохранении лесов, о национальном реестре выбросов и переносе загрязнителей и т.д. Еще 3 законопроекта в прошлом году приняты в первом чтении. В настоящее время 9 евроинтеграционных законопроектов находятся в парламенте.

В планах министерства в ближайшие два года разработать еще 27 проектов законов и более 170 нормативно-правовых актов для дальнейшей аппроксимации нашего законодательства к праву ЕС.

  • Кроме подсчета ущерба окружающей среде Украины от войны, какие первоочередные задачи стоят перед министерством?

На самом деле задач очень много – это и работа над планом послевоенного восстановления. Нацплан, разрабатываемый правительством, содержит раздел "Экологическая безопасность". В нем мы уже определили 9 ключевых реформ, которые должны провести в Украине; около 200 нормативно-правовых актов, которые необходимо принять; 90 конкретных задач по годам и этапам их реализации, а также 53 проекта общей стоимостью в 25,5 млрд евро. Работа над этим разделом продолжается.

Среди задач Министерства — и дальнейшее движение по евроинтеграционному курсу, и усиление сотрудничества с международными партнерами, и продолжение реализации уже начатых окружающих реформ и запуск новых.

К примеру, это реформа природно-заповедного фонда, лесного хозяйства, уменьшение и контроль промышленного загрязнения, а фактически создание условий для "зеленого" восстановления предприятий. Это и развитие реформы системы управления отходами.

Нам важно запустить государственную систему мониторинга окружающей среды, чтобы собирать, обрабатывать и обнародовать данные о состоянии окружающей среды и прогнозировать изменения. Министерство будет продолжать работать и над дерегуляцией окружающей среды и цифровизацией всей сферы. На самом деле, задач и планов очень много.

  • Как построено взаимодействие Министерства с экспертами и общественными организациями?

Мы активно работаем с экспертами проектов международной технической помощи, Команды поддержки реформ при Минприроды. В частности, такие эксперты помогают нам в разработке и осуществлении реформ — государственного управления; экологического контроля и оценки; уменьшения промышленного загрязнения и мониторинга качества воздуха; недропользования, реализации климатической политики, дальнейшего введения в действие СЭО и ОВД и т.д.

Также Минприроды, как и все другие органы государственной власти, проводит публичные консультации по "дорожным картам" реформ и проектам разработанных нормативно-правовых актов.

Ученые, эксперты и представители общественных организаций входят в состав рабочих групп и совещательных органов Министерства. При Министерстве работает общественный совет. Мы всегда открыты к диалогу, конструктивным предложениям и совместной работе на результат.

  • Что делает Министерство для развития циркулярной экономики в Украине? Расскажите, пожалуйста, на примере конкретных кейсов.

Закон "Об управлении отходами" предусматривает внедрение принципов циркулярной экономики в Украине. К примеру, через введение в действие расширенной ответственности производителя. И мы сейчас дорабатываем законопроекты "Об упаковке и отходах упаковки", "Об батареях и аккумуляторах", "Об отходах электрического и электронного оборудования", которые позволят запустить РОП в этих сферах.

Продолжается работа над проектом Закона "Об ограничении производства и обращения пластиковой продукции одноразового использования на территории Украины", "Об управлении отходами добывающей промышленности".

Также сейчас Минприроды работает над обновлением Национального плана управления отходами и приведением его в соответствие с новым рамочным Законом.

Если говорить о текущих конкретных кейсах, то, например, Центром ресурсоэффективного и чистого производства проводится обучение и осуществляется сопровождение малых и средних предприятий по внедрению ресурсоэффективного производства и привлечению инвестиций в зеленую модернизацию.

Внедрены пилотные проекты по нанесению на карту промышленных отходов в Славутской городской и Давидовской сельской территориальных общинах.

В настоящее время осуществляются пилотные проекты по применению методологии ЕС для расчета экологического следа продукции для предприятий текстильной и пищевой промышленности. Внедряются на практике устойчивые (зеленые) публичные закупки и соответствующие стандарты экологической маркировки.

Однако подчеркиваю, что системные масштабные изменения мы сможем увидеть только тогда, когда все механизмы реформы будут работать в каждом населенном пункте Украины. Тогда мы действительно начнем строить циркулярную экономику, важной составляющей которой является переработка отходов. Ведь большинство отходов можно использовать повторно. А нам потребуется огромное количество ресурсов, чтобы восстановить разрушенную оккупантами инфраструктуру и дома.

Читайте также
Минприроды планирует упростить порядок получения разрешения на обработку отходов
Минприроды планирует упростить порядок получения разрешения на обработку отходов

Соответствующий проект постановления правительства уже опубликован для общественного обсуждения

Руслан Стрелец вошел в ТОП-10 самых богатых министров Украины
Руслан Стрелец вошел в ТОП-10 самых богатых министров Украины

Декларации за 2021 и 2022 год подали все 22 члена правительства

Минприроды вводит в заблуждение о лицензиях на управление опасными отходами – PAEW
Минприроды вводит в заблуждение о лицензиях на управление опасными отходами – PAEW

Собирать и принимать опасные отходы без лицензии могут только РОП-производители и производители отходов

Стрелец пообещал полностью закончить евроадаптацию экозаконодательства в 2026 году
Стрелец пообещал полностью закончить евроадаптацию экозаконодательства в 2026 году

В экосообществе скептически относятся к таким амбициозным срокам