ЭкоПолитика продолжает знакомить своих читателей с новой командой Министерства защиты окружающей среды. В мае 2022 года новый министр Руслан Стрелец привел новую команду в ведомство. Одним из его заместителей стал Евгений Федоренко. Он координирует работу по формированию государственной политики в сфере управления отходами, устойчивого недропользования, экологической и химической безопасности. К его обязанностям относится также евроинтеграция и выполнение "природоохранной части" обязательств по Соглашению об ассоциации с ЕС. Аналогично, как и координация работы с проектами международной технической помощи, международное сотрудничество со странами-партнерами и организациями по защите окружающей среды.
Мы пообщались с господином Федоренко об его успехах в должности, актуальном состоянии гармонизации украинского законодательства с европейским и работе Минприроды во время войны. Подробнее – в материале.
- Что уже удалось реализовать за то время, что Вы находитесь в должности?
В тех условиях, в которых пришлось работать нашей команде (имею в виду военное положение и все вызовы, с которыми сталкивается страна), считаю, что у нас есть неплохие результаты.
Нам удалось запустить реформу системы химической безопасности в стране. В прошлом году был принят Закон "Об обеспечении химической безопасности и управлении химической продукцией", над которым наша команда работала с экспертами ОБСЕ. Фактически это тот фундамент, на котором сегодня Украина будет строить свою химическую безопасность, чтобы максимально заботиться о защите людей и окружающей среде.
До этого у нас действовала устаревшая советская система. В результате у нас была ситуация, когда особо опасные вещества, которые выводили с рынков других стран, свободно экспортировали в Украину, риски никто не оценивал, ответственности никто не нес.
Сейчас мы вводим новые европейские подходы. И как следствие, у нас будут инструменты, чтобы не допустить попадания на украинский рынок товаров с канцерогенами, мутагенами, биоаккумулятивными, токсичными веществами и тому подобное.
Кроме того, на период военного положения мы определили список химических веществ, торговля которыми может запрещаться в Украине и могут изыматься у предприятий, учреждений и организаций по соображениям безопасности. Его утвердило правительство летом прошлого года.
Мы изменили правила работы для недропользователей. Следовательно, в декабре за адвокации нашей команды был принят Закон №2805-IX, которым усовершенствовано законодательство в этой сфере. А фактически мы встали на путь дерегуляции.
Что это дает стране? Мы понимаем, что от того, насколько будет эффективно работать эта отрасль, зависит экономика страны. От этого зависит энергетическая сохранность. И это повлияет на то, будет ли у Украины достаточно сырьевых ресурсов для восстановления городов и населенных пунктов. (Кстати, совместно с Госгеонедра мы уже разработали карту строительных полезных ископаемых. Сейчас доступ к ней закрыт, однако мы готовы после победы обеспечить необходимой информацией недропользователей).
Также был подписан Меморандум о технической помощи из ЕБРР по выделению 2,4 млн евро на оцифровку геологической информации.
Кроме того, наконец по прошествии стольких лет дискуссий, попыток, провалов, нам удалось запустить реформу системы управления отходами. В июне прошлого года Верховная Рада одобрила рамочный евроинтеграционный Закон "Об управлении отходами". Закон депутатский, но Министерство активно участвовало в его доработке и занимало четкую позицию — документ должен быть принят, если мы хотим и дальше двигаться в ЕС и решать свои проблемы с отходами. Поэтому мы адвокатировали этот законопроект.
- В прошлом Вы больше года занимались темой обращения с отходами в министерстве. Сейчас Ваша деятельность связана с этой темой тоже. Что делает министерство для борьбы с нелегальными полигонами и свалками?
На самом деле нелегальные полигоны и свалки — это то, что каждый из нас видит на поверхности, в конечном счете. Но проблема гораздо глубже. Ибо давайте откровенно, что приводит к образованию таких свалок?
Это и отсутствие системы раздельного сбора отходов, если бы люди знали, что не зря сортируют мусор и что в результате он поедет на переработку. Это и нехватка необходимых мощностей для такой переработки. Это и отсутствие качественно работающих схем санитарной очистки в населённых пунктах. Это и отсутствие информационной системы управления отходами, вследствие чего государство не может контролировать, сколько образуется отходов и куда они едут. Это и низкий уровень ответственности за нарушение требований законодательства, что приводит к новым правонарушениям. Это и отсутствие расширенной ответственности производителя, при которой производитель должен собирать и утилизировать упаковку, которую выпустил на рынок. И этот список можно продолжать.
В то же время, какая ситуация с отходами в стране? Ежегодно у нас образуется около полумиллиарда тонн отходов (и это только по официальной статистике). В пересчете на одного человека приходится до 12 тонн отходов в год, а на квадратный километр территории – 828 тонн. В ЕС эти показатели составляют 5 тонн/год и 567 тонн/км2 соответственно. Это насчет образования. Объемы накопления поражают еще больше – 15 млрд тонн в год. Такие данные дает официальная статистика. Эксперты увеличивают этот показатель до 36 млрд тонн.
Потому решать проблему нужно комплексно. Как? Здесь не нужно придумывать что-то особенное. Достаточно обратиться к опыту международных коллег, прошедших этот путь успешно. В вопросах управления отходами мы отстаем от европейских соседей на 20-30 лет. Украина сегодня является единственной страной в Европе, где у государства нет контроля над отходами, а более 90% их захороняется в землю.
Чтобы изменить это и был принят рамочный евроинтеграционный Закон "Об управлении отходами". Именно поэтому Минприроды настаивало на необходимости его одобрения. Документ имплементирует положения Директивы 2008/98/ЕС об отходах. И фактически позволяет начать необходимые изменения, чтобы качественно изменить ситуацию в нашей стране: внедрить европейскую иерархию обращения с отходами; организовать планирование управления отходами на национальном, региональном и местном уровнях; закрыть старые свалки, а оставшиеся привести к европейским нормам; создать условия для построения современной мусороперерабатывающей инфраструктуры по европейским правилам; установить принцип "загрязнитель платит"; внедрить расширенную ответственность производителя и т.д.
По нашим прогнозам, реализация всех запланированных мероприятий в рамках реформы позволит:
- охватить системой раздельного сбора отходов 100% населения страны;
- создать такие условия, когда на рециклинг и восстановление будет попадать более 50% бытовых отходов, а будет храниться не более 30%;
- закрыть и рекультивировать полигоны, которые не отвечают требованиям закона;
- построить современные заводы по обработке бытовых отходов по кластерному подходу. Для этого нам обязательно нужно создать благоприятные условия для привлечения инвестиций в сферу.
Кроме того, Министерство работает над разработкой нормативных документов для усиления уголовной и административной ответственности за правонарушения в сфере управления отходами. А также над созданием экономических инструментов, чтобы восстанавливать отходы в нашей стране, стало экономически выгоднее, чем захоронять.
Вот все эти меры и должны способствовать тому, что уже через несколько лет с момента реализации реформы в стране должны исчезнуть несанкционированные полигоны и свалки.
- Как эксперт в сфере обращения с бытовыми отходами, как Вы оцениваете сильные и слабые стороны законопроекта 2207-1д? Как вы думаете, какие могут возникнуть проблемы с его реализацией?
Как эксперт могу сказать только одно, принятие рамочного Закона – это существенный шаг вперед для Украины. Ибо до этого у нас действовал закон еще в 1998 году. Конечно, четверть века назад это был достаточно прогрессивный документ, основанный на положениях Европейской Директивы 75/442/ЕЭС об отходах (1975 г.).
Однако в 2008 году европейцы изменили свое законодательство, приняв Директиву 2008/98/ЕС об отходах. Украина, к сожалению, за это время смогла лишь ситуативно внести два десятка изменений в действующее законодательство. Даже морфология мусора с 1998 года коренным образом изменилась, а мы продолжали руководствоваться устаревшим законодательством.
В последние каденции парламента законодательных инициатив, направленных на урегулирование этой сферы, было достаточно. Но в силу разных причин они не нашли поддержки. Наиболее удачным, по нашему мнению, был законопроект №2207-1, который в итоге и одобрил парламент.
Но нужно понимать, что принятие рамочного закона это только первый шаг. Сам по себе документ не заработает, пока не будет разработана необходимая законодательная основа.
В общей сложности на пути к практической реализации реформы должны разработать в первую очередь 12 законопроектов, 11 проектов постановлений Правительства, 7 приказов министерства. И это без учета нормативного базиса, который нужен, чтобы привести в действие секторальное законодательство в этой сфере.
И если эту нормативную базу не подготовить — это и будет главным риском провала реформы . Мы это понимаем, потому активно нарабатываем нужные документы.
В декабре мы презентовали Дорожную карту реформы — что делать, чтобы все механизмы, прописанные в Законе, заработали на практике. И министерство целенаправленно, последовательно шаг за шагом двигается по намеченному плану.
- В частности, у Вас есть пятилетний опыт внедрения международных проектов. Как вы можете оценить интеграцию украинского экологического законодательства с европейским? На сколько мы выполняем Соглашение об Ассоциации в части законодательства?
Министерство активно занимается имплементацией европейского законодательства в окружающей среде и входит в первую десятку среди других министерств по уровню внедрения Соглашения об Ассоциации Украина-ЕС. Да, за 2022 год состояние внедрения соглашения об Ассоциации в части окружающей среды выросло с 61% до 70%.
В прошлом году было одобрено 9 евроинтеграционных законов. В частности, это и уже упомянутые Законы "Об управлении отходами", "О химической безопасности и управлении химической продукцией", "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины об усовершенствовании законодательства в сфере пользования недрами", а также о сохранении лесов, о национальном реестре выбросов и переносе загрязнителей и т.д. Еще 3 законопроекта в прошлом году приняты в первом чтении. В настоящее время 9 евроинтеграционных законопроектов находятся в парламенте.
В планах министерства в ближайшие два года разработать еще 27 проектов законов и более 170 нормативно-правовых актов для дальнейшей аппроксимации нашего законодательства к праву ЕС.
- Кроме подсчета ущерба окружающей среде Украины от войны, какие первоочередные задачи стоят перед министерством?
На самом деле задач очень много – это и работа над планом послевоенного восстановления. Нацплан, разрабатываемый правительством, содержит раздел "Экологическая безопасность". В нем мы уже определили 9 ключевых реформ, которые должны провести в Украине; около 200 нормативно-правовых актов, которые необходимо принять; 90 конкретных задач по годам и этапам их реализации, а также 53 проекта общей стоимостью в 25,5 млрд евро. Работа над этим разделом продолжается.
Среди задач Министерства — и дальнейшее движение по евроинтеграционному курсу, и усиление сотрудничества с международными партнерами, и продолжение реализации уже начатых окружающих реформ и запуск новых.
К примеру, это реформа природно-заповедного фонда, лесного хозяйства, уменьшение и контроль промышленного загрязнения, а фактически создание условий для "зеленого" восстановления предприятий. Это и развитие реформы системы управления отходами.
Нам важно запустить государственную систему мониторинга окружающей среды, чтобы собирать, обрабатывать и обнародовать данные о состоянии окружающей среды и прогнозировать изменения. Министерство будет продолжать работать и над дерегуляцией окружающей среды и цифровизацией всей сферы. На самом деле, задач и планов очень много.
- Как построено взаимодействие Министерства с экспертами и общественными организациями?
Мы активно работаем с экспертами проектов международной технической помощи, Команды поддержки реформ при Минприроды. В частности, такие эксперты помогают нам в разработке и осуществлении реформ — государственного управления; экологического контроля и оценки; уменьшения промышленного загрязнения и мониторинга качества воздуха; недропользования, реализации климатической политики, дальнейшего введения в действие СЭО и ОВД и т.д.
Также Минприроды, как и все другие органы государственной власти, проводит публичные консультации по "дорожным картам" реформ и проектам разработанных нормативно-правовых актов.
Ученые, эксперты и представители общественных организаций входят в состав рабочих групп и совещательных органов Министерства. При Министерстве работает общественный совет. Мы всегда открыты к диалогу, конструктивным предложениям и совместной работе на результат.
- Что делает Министерство для развития циркулярной экономики в Украине? Расскажите, пожалуйста, на примере конкретных кейсов.
Закон "Об управлении отходами" предусматривает внедрение принципов циркулярной экономики в Украине. К примеру, через введение в действие расширенной ответственности производителя. И мы сейчас дорабатываем законопроекты "Об упаковке и отходах упаковки", "Об батареях и аккумуляторах", "Об отходах электрического и электронного оборудования", которые позволят запустить РОП в этих сферах.
Продолжается работа над проектом Закона "Об ограничении производства и обращения пластиковой продукции одноразового использования на территории Украины", "Об управлении отходами добывающей промышленности".
Также сейчас Минприроды работает над обновлением Национального плана управления отходами и приведением его в соответствие с новым рамочным Законом.
Если говорить о текущих конкретных кейсах, то, например, Центром ресурсоэффективного и чистого производства проводится обучение и осуществляется сопровождение малых и средних предприятий по внедрению ресурсоэффективного производства и привлечению инвестиций в зеленую модернизацию.
Внедрены пилотные проекты по нанесению на карту промышленных отходов в Славутской городской и Давидовской сельской территориальных общинах.
В настоящее время осуществляются пилотные проекты по применению методологии ЕС для расчета экологического следа продукции для предприятий текстильной и пищевой промышленности. Внедряются на практике устойчивые (зеленые) публичные закупки и соответствующие стандарты экологической маркировки.
Однако подчеркиваю, что системные масштабные изменения мы сможем увидеть только тогда, когда все механизмы реформы будут работать в каждом населенном пункте Украины. Тогда мы действительно начнем строить циркулярную экономику, важной составляющей которой является переработка отходов. Ведь большинство отходов можно использовать повторно. А нам потребуется огромное количество ресурсов, чтобы восстановить разрушенную оккупантами инфраструктуру и дома.