Министерство защиты окружающей среды и природных ресурсов Украины предлагает отменить разрешение на специальное использование природных ресурсов по полезным ископаемым, а также 4 согласования при ведении лесного хозяйства.
Проект постановления Кабинета министров Украины, который юридически закрепит эти изменения, министерство обнародовало на официальном сайте.
Какие инструменты государственного регулирования хотят убрать
В сфере недропользования под отмену может попасть разрешение на специальное использование природных ресурсов в части использования полезных ископаемых, в том числе добываемых на континентальном шельфе.
В сфере лесопользования Межведомственная рабочая группа по вопросам ускоренного пересмотра инструментов государственного регулирования хозяйственной деятельности рекомендовала отменить следующие согласования:
- дополнительной заготовки древесины при проведении рубок главного пользования в пределах неиспользованного за предыдущие годы объема действующей расчетной лесосеки (в части согласования с органом исполнительной власти по вопросам охраны окружающей среды Автономной Республики Крым, областными, Киевской и Севастопольской городскими госадминистрациями);
- на расчистку лесных участков в связи со строительством лесных дорог за пределами выделения лесных участков;
- отсрочки на заготовку и вывоз древесины;
- технологических карт в отношении лесоводческих требований.
Следует отметить, что аннулировать указанные выше разрешение и согласования рабочая группа советовала по результатам своего заседания ещё 9 февраля 2023 года. То есть у Минприроды дошли до них руки только спустя почти 2 года...
Почему их решили отменить
В Анализе регуляторного влияния к проекту постановления Кабмина авторы отмечают следующие причины:
1. Разрешение на специальное использование природных ресурсов в части использования полезных ископаемых является устаревшим и неактуальным инструментом, поскольку "на сегодняшний день пользование всеми видами недр независимо от места их залегания, в том числе и углеводородами на континентальном шельфе, осуществляется на основании специального разрешения на пользование недрами, регулируемого Кодексом Украины о недрах". По словам чиновников, за последние 2 года не было выдано ни одного такого разрешения.
2. Большинство разрешений в сфере лесопользования, которые предлагают отменить этим постановлением, незаконны, поскольку необходимость их получения не определена на уровне специальных законов, как того требует статья 5 Закона Украины "Об административных услугах".
3. Такой инструмент государственного регулирования, как согласование на расчистку лесных участков в связи со строительством лесных дорог за пределами выделения лесных участков, не предусмотрен Лесным кодексом Украины. Также на подзаконном уровне отсутствует порядок (процедура) согласования с органами Гослесагентства. Кроме того, по информации Гослесагентства, за последние 2 года не было предоставлено ни одного такого согласования.
"Таким образом, данный инструмент незаконный и неактуальный, поскольку не было ни одного обращения субъектов хозяйствования по его получению, что свидетельствует о невостребованности этих инструментов для бизнеса", – говорится в анализе.
4. Инструмент “согласование технологических карт относительно лесоводческих требований" определен только на подзаконном уровне, а на уровне Лесного кодекса Украины он не предусмотрен. Также отсутствует порядок (процедура) такого согласования с территориальными органами Гослесагентства. В положении также не прописаны полномочия областных управлений по выдаче такого согласования.
Следует отметить, что по информации Гослесагентства, в течение 2021 года было предоставлено 3190 таких согласований, а в течение 2022 года – 3248. То есть ежегодно более 3000 субъектов хозяйствования вынуждены тратить средства на подготовку и представление документов для получения заведомо незаконного инструмента государственного регулирования, говориться в анализе.
5. На подзаконном уровне порядок получения согласования отсрочки на заготовку и вывоз древесины на сегодняшний день не установлен, инструмент не предусмотрен на уровне Лесного кодекса Украины.
Вместе с тем, по информации Гослесагентства, в течение 2021 года было предоставлено 57 согласований, а в течение 2022 года – 48 согласований. В Межведомственной рабочей группе отметили, что при необходимости такое согласование должно предоставляться в автоматическом режиме при проработке сообщения лесопользователя о необходимости отсрочки на заготовку и вывоз древесины, поданной в электронной форме на платформе "ЭкоСистема" без участия заявителя, "а не предоставляться как отдельная услуга, создавая дополнительную финансовую нагрузку на бизнес”.
Авторы анализа постановления отметили, что отмена упомянутых неактуальных и незаконных регуляторных актов снизит финансовую нагрузку на бизнес.
"Поскольку на сегодняшний день ориентировочные расходы составляют около 4,1 млн грн", – подсчитали они.
Напомним, на днях ЭкоПолитика рассказывала о планах экокомитета на февраль-август 2025 года. Узнать о законопроектах, над которыми будут работать депутаты, можно в нашем материале.