В последние недели широкий круг компаний столкнулся с рядом проблем, связанных с необходимостью предоставления отчетности и соблюдения требований механизма трансграничной углеродной корректировки (CBAM).
Об этом стало известно из открытого письма Генерального секретаря Международной торговой палаты (ICC) Джона В.Х. Дентона к Герасимосу Томасу, генеральному директору Европейской комиссии по налогообложению и таможенному союзу.
Джон В.Х. Дентон является лидером мирового бизнеса и экспертом по правовым вопросам международной торговли и инвестиций. Он подробно очертил препятствия, возникшие у компаний всех размеров и в разных секторах в течение первого отчетного периода переходного этапа CBAM.
Первым препятствием стал доступ к платформе отчетности CBAM. Многие компании не смогли его получить из-за технических проблем. Сложности возникали даже у тех, кто смог войти на платформу. К примеру, ошибки валидации кодов продуктов при использовании значений по умолчанию (default values) для прямых выбросов (direct emissions).
Отдельным неудобством стало то, что процесс получения доступа к платформе отчетности CBAM через национальные компетентные органы значительно отличается в различных государствах-членах, что усложняет навигацию. Также платформа для предоставления отчетов CBAM не доступна на большинстве языков ЕС. Это создает неудобства для многих компаний.
Вторым препятствием стали трудности с определением декларанта: компаниям сложно разобраться, кто именно может подать отчет CBAM от имени лица, несущего ответственность за правильность информации (подписанта). Инструкция по заполнению отчета не четко объясняет этот момент.
Третье препятствие – слишком низкий порог вступления системы CBAM – всего 150 евро. Поэтому даже небольшие транзакции, такие как продажа болтов и винтов, подпадают под действие этого механизма. Это в первую очередь приводит к непропорционально высоким административным расходам на соблюдение законодательства, ведь малым предприятиям сложно и дорого вести учет и отчитываться о выбросах CO2 от мелких транзакций.
Кроме этого, очень низкий порог вступления значительно усложняет нерегулярные поставки: предприятиям, которые время от времени отсылают небольшие по стоимости или весу грузы или образцы, трудно и дорого соблюдать требования CBAM.
Предприниматели справедливо отмечают, что влияние на климат от мелких по весу или стоимости отправлений незначительно по сравнению с бюрократическим бременем, которое создает CBAM для международных транзакций.
Четвертым препятствием является трудность сбора необходимых данных и сложная и противоречивая методика расчета встроенных выбросов (embedded emissions). Представители бизнеса отмечают, что существует острая потребность разработать понятные методики расчета выбросов и, таким образом, помочь компаниям в ЕС, а также за её пределами.
Также они призывают признать сложность сбора данных по длинным глобальным цепям поставок и сделать этот процесс более легким. Руководство по установке и "шаблон коммуникации" для метода сбора данных CBAM является слишком сложным для большинства поставщиков.
Хотя многие компании уже отслеживают и рассчитывают свои встроенные выбросы, они используют другие методики, отличные от метода сбора CBAM. Их можно будет использовать только до конца 2024 года.
Кроме сложности сбора данных, дополнительные трудности создает то, что информация, требуемая законом, отличается от информации, которую нужно вносить в таблицу Excel CBAM. Импортеры сосредоточены на заполнении этой таблицы, тогда как экспортеры – на данные, требуемые законом.
Пятым препятствием стала проблема сбора данных о выбросах CO2 от всех участников цепочки поставок. Оказалось, что многие поставщики вне ЕС не хотят делиться информацией и даже рискуют нарушить национальное законодательство о защите данных. Например, компания-посредник, поставляющая стальные изделия, не хочет раскрывать покупателю информацию о первоначальном производителе соответствующего товара.
Бизнесы отмечают, что целесообразно создать механизм получения необходимой информации Генеральным директоратом по вопросам налогообложения и таможенного союза (DG TAXUD) непосредственно от операторов без доступа к информации импортеров. Особенно для неевропейских компаний существует сложность в определении объема импорта, осуществленного в европейской стране, где компания не основана, а зарегистрирована только для целей НДС.
Отдельно представители бизнеса также затрагивают вопрос о защите конфиденциальной деловой информации. Дело в том, что тип информации, собираемой в таблице Excel импортера, раскрывает конфиденциальную деловую информацию о товаре, производственном процессе и факторах производства, которым экспортеры не желают делиться.
Учитывая сжатые сроки для ознакомления, овладения и введения отчетности, соответствующей требованиям CBAM, импортеры обратились с предложением продолжить использование значений по умолчанию (default values) в течение всего переходного периода, чтобы облегчить процесс отчетности.
Международный бизнес готов к детальному и конструктивному диалогу с Европейской комиссией, чтобы сделать процесс имплементации CBAM максимально удобным и рациональным как для компаний, так и для европейских институций, – заверил Генеральный секретарь ICC Джон В.Х. Дентон.
По его мнению, попытка имплементировать такой неоспоримо нужный климатический инструмент, как CBAM, без качественной подготовки может повредить экономике и устойчивому развитию.
Мы видим реальный риск того, что CBAM создаст неравные условия для международной торговли: это не только повлияет на конкурентоспособность европейского бизнеса из-за увеличения административного бремени и связанных с ним расходов на соблюдение требований, но и создаст долгосрочные риски для целостности единого рынка, – предупредил Генсек ICC.
Джон В.Х. Дентон и мировое бизнес-сообщество, которое он представляет, считают, что ответные меры со стороны стран, не являющихся членами ЕС, могут создать дополнительные торговые барьеры. Страны вне Евросоюза уже начинают разрабатывать свои собственные CBAM по другой методологии. Таким образом, эти страны преследуют не только климатические цели, но и протекционистские интересы. Это обстоятельство еще больше деформирует мировые рынки. Наиболее острое влияние, наиболее вероятно, испытает малый бизнес.
Учитывая все перечисленные препятствия и риски, лидеры мирового бизнеса призывают чиновников ЕС совместными усилиями обеспечить согласованность CBAM с торговой политикой, которая способствует честной конкуренции и поддерживает принципы открытой и справедливой торговли ЕС в глобальном масштабе.
Ранее ЭкоПолитика уже подробно рассказывала, что такое механизм CBAM и как он повлияет на декарбонизацию по всему миру.
Более подробно ознакомиться с показателями расчета выбросов в CBAM-отчетах и алгоритмом, как это работает, можно в нашем материале.