Почти 50 га земель государственного лесного фонда оказались в частной собственности в Затурцевской общине Волынской области. Среди владельцев – лишь несколько местных жителей.
Центр журналистских расследований "Сила правды" разобрался, кто и как получил участки и при чем здесь ошибки Госгеокадастра.
Еще в 2021 году земли Затурцевской громады щедро распределили в частную собственность. Речь идет о лесистой местности между селами Запуст и Озютичи, которую "раздробили" на 24 участка, каждый площадью 2 га. Соответствующее решение поддержали депутаты Затурцевского сельсовета.
Судя по совпадению фамилий, участки ушли родственникам. Примечательно, что староста Александр Галяк утверждает, что знает лишь семерых из них, и это местные жители. Раздачу земель "чужакам" он оправдывает:
"То, что землю здесь получили жители Луцка, законом не запрещено, нам могут и из Киева писать заявления. Мы не имели оснований им отказать".
И с тех пор лес на участках пошел под топор.

Источник: "Сила правды". Участки на кадастровой карте.
Немного о новых владельцах
Приватизация земель государственного лесфонда официально запрещена, однако каким-то образом они оказались в собственности частных лиц. Журналисты "Силы правды" попытались узнать у новых владельцев, как им это удалось.
Диджей Артем Будчук, который получил один из участков вместе с бывшей женой, решил не давать комментариев:
"Смотрите, я не буду комментировать эту ситуацию. У меня вообще нет никакого желания".
Владелец фирмы по продаже автотехники "Этнокар" Юрий Шнайдерук ответил:
"Это вообще очень сложный вопрос и очень сложная ситуация. Об этом можно очень долго и много говорить. Это все, что я могу сейчас сказать".
Боратинский предприниматель Руслан Лагановский вместе с дочерью Мариной также получили участки. Однако в этом году они уехали жить за границу. Они пролили немного света на то, откуда узнали о "раздаче лесов".
– Что собирались делать на этих участках? – спросили журналисты.
– Да Бог его знает, что хотели делать. Ничего. Просто была возможность и так вот...
– А откуда вы узнали, что вообще раздают этот лес?
– Через голову сельсовета, – ответил Лагановский.
Среди новых владельцев есть и житель Затурцевской общины, доброволец еще со времен АТО Тарас Макушинский, который и сейчас защищает страну. Его мать Валентина рассказала журналистам, каким образом сыну удалось получить землю:
"Брат мой – местный староста, и как-то так получилось. Он сказал: слушай, Тарас, давай хоть там тебе тех пару гектаров. Ну получится – получится. Потому что луцкие, кто его знает, кто берет, а у него ничего нет".
Лес громаде просто невыгоден
Лесной массив попал в частную собственность как земли сельскохозяйственного назначения. Местная власть сделала это вполне осознанно. Говорят, поле для них выгоднее леса исключительно по сумме поступлений в бюджет.
"Леса нам тоже платят аренду, но она небольшая. А земельный налог, который люди платят за свои участки, – больше. Поэтому для сельсовета, конечно, было выгоднее, чтобы земля была сельскохозяйственной и была у людей", – рассказал глава Затурцевской громады Юрий Ковальчук.
Собиратели чужих участков
Раздробленные между разными владельцами участки леса уже за несколько месяцев начали переходить в руки Ольги Боярчук, жены адвоката из Луцка Петра Боярчука. Он сообщил журналистам, что покупка и оформление участков на жену происходили по его инициативе.
"Мы купили где-то около 10 участков, я уже точно не вспомню. У меня есть товарищ, хороший знакомый, который там занимается фермерством. Он посоветовал. Говорит: я тебе помогу. Я бы там его не пахал, понимаете, а сдавал бы в аренду кому-то своему", – сказал Петр Боярчук.
Кто именно этот фермер, рассказывать не захотел, однако отметил, что его участки находятся рядом. А неподалеку от розданных земель – хозяйства "Березовичи" и "Ромашка". И с ними связано имя Романа Войтюка, бывшего депутата Вийницкого сельского совета.
Фермер рассказал, что лес на участках самосевный и появился на территории бывших советских колхозов. Это подтверждают и спутниковые снимки прошлых десятилетий.

Источник: "Сила правды". Спутниковый снимок 2011 года.
Возвращение земель как дело прокуроров
В 2023 году у прокуроров возникли сомнения в законности приватизации участков леса. С 2011 года они уже принадлежали государственному лесному фонду. Поэтому для возврата земель государству прокуратура обратилась в суд.
"Согласно информации государственного предприятия "Локачиагролес", земельные участки были изъяты из государственной собственности с нарушением земельного законодательства. Кроме того, согласно акту обследования насаждений, проведенного комиссией, на земельном участке растут лесные культуры возрастом 15 лет, средний диаметр 14 см, высота 8 м", – цитата из постановления Локачинского районного суда.
Защитники владельцев – уже упомянутый Петр Боярчук, а также Виктор Шевчук. Кстати, его номер указан на дверях фирмы "Этнокар", владелец которой также получил один из участков.
Практически все земли прокуратура уже отсудила в пользу государства. Владельцы пытались оспорить это решение даже в Верховном Суде, однако тот не рассмотрел дело из-за его незначительного масштаба.
"Слишком поздно спохватились"
Пока шли баталии за право собственности, лес систематически вырубали.
"Владельцы участков вырубали его. То ли сами, то ли нанимали кого-то. Готовую древесину, что-то получше, делового материала там стопроцентно нет, так ее использовали на дрова. Мое личное мнение, что лесники и правоохранительные органы слишком поздно спохватились", – отметил местный староста Александр Гапяк.
Иронично, но одним из депутатов, которые голосовали за передачу леса в частные руки, был лесничий Игорь Ищук. Он оправдывается тем, что просто не знал, что там есть лес.
"Мы, как депутаты, не выезжаем на те участки, понимаете. Когда я там ехал и видел, что идет вырубка, то я вызывал полицию, и полиция приезжала", – комментирует лесничий Игорь Ищук.

Источник: "Сила правды".
Чья земля?
В основе всей этой истории – некорректные данные от Госгеокадастра. Именно его чиновники, по словам громады, передали документы о сельскохозяйственном назначении территории.
Тогдашний глава Госгеокадастра Волынской области Тарас Кантор не может вспомнить подробности ситуации, а нынешний руководитель Сергей Волчок в качестве вероятной причины указывает несинхронизированность картографической документации госкадастра и лесников.
"Материалы таксации лесники заказывают у ирпенской фирмы, и эти документы таксации раньше были только у лесников. Мы их не видели. Невозможно было предугадать, что на том участке может быть лес", – говорит Сергей Волчок.
С 2019 года земли за пределами населенных пунктов по инициативе правительства массово передавали на баланс громадам. А только с 2023 года на кадастровые карты стали наносить актуальную информацию от лесников. И лишь так стало очевидно, насколько много лесов оказалось в частных руках.
Возврат станет сложнее
Весной прошлого года в Украине вступил в силу закон о добросовестном приобретателе. По мнению природозащитников, он может оказаться фатальным для попыток вернуть подобные участки в госсобственность.
"Этот закон ввел две нормы. Первая: когда государство хочет судиться, чтобы вернуть украденный у него участок леса, природоохранного фонда, архитектурные памятники, оно должно положить на депозит полную стоимость этого участка. Второе: если прошло 10 лет, то похитители леса узаконивают свой участок. К сожалению, этот закон уже действует на практике. Почему? Потому что в государственном бюджете нет денег на оплату этих депозитов и на проведение экспертной оценки этих участков. Это миллиарды гривен во время войны", – говорит эксперт ОО "Украинская природоохранная группа" Петр Тестов.
ЭкоПолитика ранее рассказывала о насущной проблеме сохранения самосейных и ничейных лесов.