Как Украина и ЕС воплощают в жизнь зеленый переход: провалы и достижения 2023 года

Как Украина и ЕС воплощают в жизнь зеленый переход: провалы и достижения 2023 года

Екатерина Белоусова

В ЕС не смогли достичь прогресса в одобрении важного законодательства в сфере охраны окружающей среды

Специалисты аналитического центра DiXi Group исследовали деятельность ЕС и Украины по внедрению целей, связанных с Европейским зеленым курсом во II квартале 2023 года.

Несмотря на ряд успешных мероприятий, в частности по стабилизации энергетических рынков после кризиса и развитию долгосрочных проектов, в блоке и Украине столкнулись с определенными трудностями, говорится в обзоре DiXi Group и партнеров.

Отмечается, что определенная стабилизация в ЕС позволила обратить внимание на внедрение механизмов финансирования и некоторое уменьшение интенсивности антикризисных мер. В Украине также удалось добиться прогресса в реформировании сфер ЕЗК и усилить сотрудничество с ЕС.

Среди положительных тенденций в Украине в исследовании назвали:

  • реформирование схем поддержки ВИЭ-генерации;
  • реформирование управления отходами;
  • присоединение к новым механизмам сотрудничества с ЕС, в частности, Севильского процесса.

Аналитики также назвали ключевые тенденции II квартала 2023, которые создают возможности для усиления зеленого послевоенного восстановления Украины и сотрудничества с ЕС:

  • стабилизация работы энергетических рынков, что снизило оптовые цены;
  • трудности с одобрением законодательных актов в области охраны окружающей среды на фоне предстоящих выборов в ЕС;
  • усиление сотрудничества ЕС со странами-партнерами, в частности с Украиной, в сферах климата, энергетики и охраны окружающей среды;
  • продолжение политической дискуссии по реформе ключевых энергетических рынков ЕС, в частности, электрической энергии и возобновляемых газов;
  • разработка новых финансовых механизмов, расширение таксономии и усиление контроля в сфере инвестиционной оценки ESG;
  • анонсирование новых механизмов финансовой поддержки зеленого обновления Украины (в частности, отдельного фонда в размере до 50 млрд евро).

Отмечается, что ключевыми сферами, в которых прошли определенные реформы, стали:

  • Энергетические рынки

Во II квартале 2023 года в ЕС принималось преимущественно вторичное законодательство по развитию энергетических рынков и их декарбонизации. В то же время предложенная в марте 2023 года реформа рынка электроэнергии требует окончательного согласования обоими созаконодателями (Советом ЕС и Европарламентом).

  • ВИЭ

Аналитики подчеркнули, что ЕС работал над углублением партнерств для усиления глобальных усилий по противодействию изменениям климата, в частности из-за развертывания зеленых технологий. В настоящее время в Украине работали над "рамкой" зеленого восстановления и подготовкой устойчивой энергетической системы. Так, был принят законопроект №9011-д “О внесении изменений в некоторые законы Украины по восстановлению и “зеленой” трансформации энергетической системы”, что предусматривает ряд новаций в поддержке ВИЭ.

  • Энергоэффективность

"В отчетном квартале ЕС продолжает работать над улучшением системы сертификации, маркировки и экодизайна продукции, чтобы увеличить ее долговечность, уменьшить затраты утилизации и усилить осведомленность потребителей при их выборе в сторону экологических товаров", – рассказали в исследовании.

В DiXi Group добавили, что в Украине также продолжили реализацию программ и мер по энергоэффективности. В частности, обновлением требований экодизайна в соответствии с требованиями ЕС и проектами по улучшению энергоэффективности зданий. Также создан специальный бюджетный фонд декарбонизации и энергоэффективной трансформации.

  • Климатическая политика

В материале подчеркнули, что за три месяца в ЕС приняли ряд актов в рамках пакета Fit for 55, в частности, по реформе системы торговли выбросами (ETS), механизму углеродной корректировки импорта (CBAM) и созданию социального климатического фонда (SCF).

Авторы добавили, что в Украине идет процесс проведения первичной оценки состояния имплементации актов права ЕС, в том числе и в сфере защиты окружающей среды и климата. Пока результаты оценки недоступны широкой общественности. Также Министерство защиты окружающей среды и природных ресурсов обнародовало для обсуждения рекомендации по разработке региональных экологических программ охраны окружающей среды, а также запустило онлайн услугу по регистрации установок в Едином реестре по мониторингу, отчетности и верификации выбросов парниковых газов.

  • Охрана окружающей среды и уменьшение загрязнения

Отмечается, что ЕС не смогли достичь прогресса в одобрении важного законодательства в сфере охраны окружающей среды. Ожидается дальнейшая деятельность по разработке законодательства и в Украине.

  • Управление отходами и циркулярная экономика

Аналитики подчеркнули, что ЕС и Украина добились прогресса в этой сфере. В частности, Совет ЕС согласовал ряд нормативных актов об отходах в различных сферах, направленных на уменьшение негативного влияния на окружающую среду.

“В то же время в Украине разрабатывался и был опубликован ряд проектов актов, имеющих целью приближение к правилам управления отходами в ЕС. Активная работа по этим направлениям ожидается и в течение следующих отчетных периодов”, – рассказали они.

  • Финансовые инструменты

Отмечается, что в ЕС активно развивали законодательство по зеленым инвестициям, содействию внедрению зеленой трансформации на уровне государств-членов, усилению поддержки Украины, а также регулярной деятельностью Еврокомиссии в рамках бюджетного процесса ЕС. Предложения будут в дальнейшем прорабатываться институтами ЕС. Дальнейшие мониторинговые отчеты будут отслеживать прогресс, а также давать рекомендации для украинских стейкхолдеров.

Аналитики рекомендуют профильным ведомствам Украины:

  • следить за ходом реформы рынка электроэнергии в ЕС, в частности, по защите потребителей от ценовых колебаний;
  • учитывать опыт внедрения механизмов поддержки развертывания ВИЭ в ЕС при внедрении нового законодательства Украины;
  • учесть изменение экологической маркировки в ЕС и запрет на использование общих экологических утверждений как "экологически чистый", "естественный" и т.п., если они не сопровождаются детальными доказательствами;
  • учитывать последние изменения в законодательстве ЕС в формировании эффективной переговорной позиции Украины в будущих переговорах о вступлении;
  • усилить работу по внедрению подходов таксономии на национальном уровне и учесть последние изменения в Таксономии ЕС и других механизмов оценки устойчивых инвестиций.

Ранее ЭкоПолитика анализировала, как изменилась экологическая политика Украины за последний год.

Читайте также
Европарламент одобрил снижение климатических целей для фермеров
Европарламент одобрил снижение климатических целей для фермеров

Малые фермы площадью до 10 гектаров будут освобождены от контроля и штрафов за нарушение правил

Европейский парламент одобрил новые правила экодизайна
Европейский парламент одобрил новые правила экодизайна

Правила нуждаются в окончательном одобрении национальных правительств

ЕС должны инвестировать 600 млрд евро в энергетическую инфраструктуру ради зеленого перехода
ЕС должны инвестировать 600 млрд евро в энергетическую инфраструктуру ради зеленого перехода

Брюссель предпочитает новый подход к решению проблемы: "инвестиции, опережающие потребности"