Как Украина и ЕС воплощают в жизнь зеленый переход: провалы и достижения 2023 года

Как Украина и ЕС воплощают в жизнь зеленый переход: провалы и достижения 2023 года

В ЕС не смогли достичь прогресса в одобрении важного законодательства в сфере охраны окружающей среды

Специалисты аналитического центра DiXi Group исследовали деятельность ЕС и Украины по внедрению целей, связанных с Европейским зеленым курсом во II квартале 2023 года.

Несмотря на ряд успешных мероприятий, в частности по стабилизации энергетических рынков после кризиса и развитию долгосрочных проектов, в блоке и Украине столкнулись с определенными трудностями, говорится в обзоре DiXi Group и партнеров.

Отмечается, что определенная стабилизация в ЕС позволила обратить внимание на внедрение механизмов финансирования и некоторое уменьшение интенсивности антикризисных мер. В Украине также удалось добиться прогресса в реформировании сфер ЕЗК и усилить сотрудничество с ЕС.

Среди положительных тенденций в Украине в исследовании назвали:

  • реформирование схем поддержки ВИЭ-генерации;
  • реформирование управления отходами;
  • присоединение к новым механизмам сотрудничества с ЕС, в частности, Севильского процесса.

Аналитики также назвали ключевые тенденции II квартала 2023, которые создают возможности для усиления зеленого послевоенного восстановления Украины и сотрудничества с ЕС:

  • стабилизация работы энергетических рынков, что снизило оптовые цены;
  • трудности с одобрением законодательных актов в области охраны окружающей среды на фоне предстоящих выборов в ЕС;
  • усиление сотрудничества ЕС со странами-партнерами, в частности с Украиной, в сферах климата, энергетики и охраны окружающей среды;
  • продолжение политической дискуссии по реформе ключевых энергетических рынков ЕС, в частности, электрической энергии и возобновляемых газов;
  • разработка новых финансовых механизмов, расширение таксономии и усиление контроля в сфере инвестиционной оценки ESG;
  • анонсирование новых механизмов финансовой поддержки зеленого обновления Украины (в частности, отдельного фонда в размере до 50 млрд евро).

Отмечается, что ключевыми сферами, в которых прошли определенные реформы, стали:

  • Энергетические рынки

Во II квартале 2023 года в ЕС принималось преимущественно вторичное законодательство по развитию энергетических рынков и их декарбонизации. В то же время предложенная в марте 2023 года реформа рынка электроэнергии требует окончательного согласования обоими созаконодателями (Советом ЕС и Европарламентом).

  • ВИЭ

Аналитики подчеркнули, что ЕС работал над углублением партнерств для усиления глобальных усилий по противодействию изменениям климата, в частности из-за развертывания зеленых технологий. В настоящее время в Украине работали над "рамкой" зеленого восстановления и подготовкой устойчивой энергетической системы. Так, был принят законопроект №9011-д “О внесении изменений в некоторые законы Украины по восстановлению и “зеленой” трансформации энергетической системы”, что предусматривает ряд новаций в поддержке ВИЭ.

  • Энергоэффективность

"В отчетном квартале ЕС продолжает работать над улучшением системы сертификации, маркировки и экодизайна продукции, чтобы увеличить ее долговечность, уменьшить затраты утилизации и усилить осведомленность потребителей при их выборе в сторону экологических товаров", – рассказали в исследовании.

В DiXi Group добавили, что в Украине также продолжили реализацию программ и мер по энергоэффективности. В частности, обновлением требований экодизайна в соответствии с требованиями ЕС и проектами по улучшению энергоэффективности зданий. Также создан специальный бюджетный фонд декарбонизации и энергоэффективной трансформации.

  • Климатическая политика

В материале подчеркнули, что за три месяца в ЕС приняли ряд актов в рамках пакета Fit for 55, в частности, по реформе системы торговли выбросами (ETS), механизму углеродной корректировки импорта (CBAM) и созданию социального климатического фонда (SCF).

Авторы добавили, что в Украине идет процесс проведения первичной оценки состояния имплементации актов права ЕС, в том числе и в сфере защиты окружающей среды и климата. Пока результаты оценки недоступны широкой общественности. Также Министерство защиты окружающей среды и природных ресурсов обнародовало для обсуждения рекомендации по разработке региональных экологических программ охраны окружающей среды, а также запустило онлайн услугу по регистрации установок в Едином реестре по мониторингу, отчетности и верификации выбросов парниковых газов.

  • Охрана окружающей среды и уменьшение загрязнения

Отмечается, что ЕС не смогли достичь прогресса в одобрении важного законодательства в сфере охраны окружающей среды. Ожидается дальнейшая деятельность по разработке законодательства и в Украине.

  • Управление отходами и циркулярная экономика

Аналитики подчеркнули, что ЕС и Украина добились прогресса в этой сфере. В частности, Совет ЕС согласовал ряд нормативных актов об отходах в различных сферах, направленных на уменьшение негативного влияния на окружающую среду.

“В то же время в Украине разрабатывался и был опубликован ряд проектов актов, имеющих целью приближение к правилам управления отходами в ЕС. Активная работа по этим направлениям ожидается и в течение следующих отчетных периодов”, – рассказали они.

  • Финансовые инструменты

Отмечается, что в ЕС активно развивали законодательство по зеленым инвестициям, содействию внедрению зеленой трансформации на уровне государств-членов, усилению поддержки Украины, а также регулярной деятельностью Еврокомиссии в рамках бюджетного процесса ЕС. Предложения будут в дальнейшем прорабатываться институтами ЕС. Дальнейшие мониторинговые отчеты будут отслеживать прогресс, а также давать рекомендации для украинских стейкхолдеров.

Аналитики рекомендуют профильным ведомствам Украины:

  • следить за ходом реформы рынка электроэнергии в ЕС, в частности, по защите потребителей от ценовых колебаний;
  • учитывать опыт внедрения механизмов поддержки развертывания ВИЭ в ЕС при внедрении нового законодательства Украины;
  • учесть изменение экологической маркировки в ЕС и запрет на использование общих экологических утверждений как "экологически чистый", "естественный" и т.п., если они не сопровождаются детальными доказательствами;
  • учитывать последние изменения в законодательстве ЕС в формировании эффективной переговорной позиции Украины в будущих переговорах о вступлении;
  • усилить работу по внедрению подходов таксономии на национальном уровне и учесть последние изменения в Таксономии ЕС и других механизмов оценки устойчивых инвестиций.

Ранее ЭкоПолитика анализировала, как изменилась экологическая политика Украины за последний год.

Читайте также
Программа Ukraine Facility: какие реформы должно внедрить Минприроды
Программа Ukraine Facility: какие реформы должно внедрить Минприроды

Их исполнение предусмотрено в течение 2024-2026 годов

Аудиторы ЕС заявляют о неэффективной трате средств на "зеленое" восстановление
Аудиторы ЕС заявляют о неэффективной трате средств на "зеленое" восстановление

Специалисты уверены в необходимости изменений в методологии вычисления затрат на осуществление "зеленого перехода"