По расчетам International Carbon Action Partnership, треть населения мира живет в странах, которые в той или иной степени внедрили СТВ. Торговля квотами на выбросы охватывает 17% глобальных выбросов СО2 и эта доля по прогнозам будет только расти.
Именно поэтому ЭкоПолитика решила помочь своим читателям разобраться с вопросами: "что такое СТВ?", "как работает система торговли квотами на выбросы парниковых газов в ЕС?", "какие основные элементы европейской системы торговли выбросами?", "кто может получить бесплатные квоты на выбросы парниковых газов?", "когда заработает система торговли выбросами в Украине?".
Что такое СТВ и какова цель ее внедрения
Система торговли квотами на выбросы парниковых газов в ЕС является центральным элементом политики Евросоюза по борьбе с изменением климата и ключевым инструментом для экономически эффективного уменьшения выбросов парниковых газов.
Сокращенно ее обозначают EU ETS, что расшифровывается как "EU Emissions Trading System" и может быть переведено на русский язык как "система торговли выбросами ЕС" или "система торговли квотами ЕС" или "система торговли квотами на выбросы в ЕС".
Это первый крупный углеродный рынок в мире, который сейчас остается самым большим по количеству стран.
Если в двух словах, то система торговли квотами на выбросы в ЕС:
- заставляет загрязнителей платить за выбросы парниковых газов, помогает уменьшить выбросы и генерирует доходы для финансирования "зеленого" перехода ЕС;
- действует во всех странах ЕС, а также в Исландии, Лихтенштейне и Норвегии;
- охватывает выбросы от около 10 000 установок в энергетическом секторе и обрабатывающей промышленности, а также операторов воздушных судов, совершающих полеты в пределах ЕС и вылетающих в Швейцарию и Великобританию – или около 40% выбросов в ЕС;
- с 2024 г. охватывает выбросы от морского транспорта.
Как функционирует система торговли квотами на выбросы парниковых газов в ЕС
Европейская система торговли выбросами существенно отличается от существующей в Украине системы налогообложения. EU ETS не устанавливает напрямую цены на CO2.
Система торговли выбросами в ЕС предусматривает установление предела квот, то есть их предложение ограничено. Цена квот на выбросы парниковых газов устанавливается на рынке в ходе торгов.
Европейские предприятия покупают определенное количество квот, покрывающих их выбросы за определенный период. При этом часть квот на выбросы предприятия могут получить бесплатно. Другую часть производители в ЕС вынуждены покупать на вторичном рынке. Он представляет собой аукцион, который производится от имени государства. Здесь квоты на выбросы можно купить у других предприятий на специальной бирже. В ходе торгов и устанавливается цена на выбросы парниковых газов, в частности, CO2.
Если установка или оператор сокращают свои выбросы, они могут либо сохранить свободные квоты для использования в будущем, либо продать их.
Доходы от СТВ ЕС поступают преимущественно в национальные бюджеты. Государства-члены используют их для поддержки инвестиций в возобновляемую энергетику, повышения энергоэффективности и низкоуглеродных технологий, способствующих дальнейшему сокращению выбросов. Продажа квот также наполняет фонды СТВ ЕС для низкоуглеродных инноваций и энергетического перехода – Инновационный фонд (Innovation Fund) и Фонд модернизации (Modernisation Fund).
"Эффективность работы EU ETS поддерживается благодаря целевому использованию собранных средств из инвестиционного и социального фондов. Сейчас страны представляют не только планы по энергетике и климату, но и по социальному влиянию зеленой трансформации", – рассказывает Виктория Киреева, заместитель министра защиты окружающей среды и природных ресурсов Украины.
Основные элементы EU ETS
Центральным элементом системы торговли квотами на выбросы парниковых газов в ЕС является объединенный реестр. В нем ведется учет парниковых квот и парниковых выбросов, где все участники имеют свои рамки. Работу этого реестра обеспечивают 2 типа администраторов:
- центральный;
- национальный.
В то же время европейская система торговли выбросами EU ETS децентрализована. Страны-члены могут самостоятельно назначать органы, ответственные за установление правил торговли квотами на выбросы на национальном уровне. Правилами ЕС не запрещено отдать все функции контроля одному органу.
Хронология запуска европейской системы торговли выбросами
Первая пилотная фаза системы торговли квотами на выбросы началась в 2005 году. В течение этой фазы создавалась инфраструктура для торговли выбросами, в частности, по мониторингу, отчетности, верификации.
На начальном этапе система распространялась только на страны ЕС. Со временем охват постепенно увеличивался. Также расширялся спектр парниковых газов, ведь первоначально система торговли квотами на выбросы в ЕС включала только выбросы углерода. Распределение бесплатных квот также претерпело изменения. В начале их было большинство.
В течение всего периода ее развития в европейскую систему торговли квотами на выбросы парниковых газов (EU ETS) вносили большое количество изменений. И не всегда они были удачными. Время от времени система торговли выбросами нуждалась в дополнительном вмешательстве, чтобы вернуться к сбалансированной работе.
"Рынок ETS в ЕС формировался с определенными нюансами. В период запуска EU ETS в 2005-2012 годах были в избытке сформированы квоты для большинства производителей в частности для металлургической отрасли, и общая прибыль компаний составила более $8 миллиардов для всех 19 отраслей. В ЕС в 2005-2018 годах промышленность сократила свои выбросы на 1%, энергетика – на 22%. Это произошло благодаря серьезному сокращению квот на угольную генерацию и значительному росту ВИЭ", – вспоминает Владимир Бужан, руководитель направления энергетики и климата Центра экономического восстановления.
Аналитик GMK Center Андрей Глущенко объяснил , что первую фазу европейского СТВ (EU ETS) запускали около 5 лет и систематически усовершенствовали систему. В настоящее время в ЕС действует уже четвертая фаза EU ETS, к которой шли 19 лет.
Кто получает бесплатные квоты на выбросы парниковых газов?
В настоящее время ЕС сохраняет бесплатные квоты для того, чтобы предотвратить так называемый утечку углерода – перенос производственных мощностей в страны с менее жесткими экологическими требованиями к выбросам парниковых газов. Это актуально, прежде всего, для тех предприятий, у которых нет технологий для быстрой декарбонизации. Бесплатные квоты позволяют им дождаться необходимых технологий для уменьшения выбросов углерода.
Они распределяются на основании бенчмарков, то есть выбросов наиболее эффективных установок отрасли и отражают 10% выбросов наиболее прогрессивных предприятий. Бенчмарки постепенно снижаются, что стимулирует предприятия постепенно уменьшать свои выбросы. В 2020 году в Евросоюзе по бенчмаркам распределили 40% квот.
Начиная с 2026 года, объемы бесплатных квот начнут уменьшаться в связи с полноценным введением механизма углеродной корректировки импорта – CBAM.
Когда заработает система торговли выбросами в Украине
Введение СТВ является одним из требований Соглашения об ассоциации с ЕС. Чиновники Евросоюза постоянно напоминают украинским коллегам о необходимости имплементации Директивы 87 "Об установлении системы торговли квотами на выбросы парниковых газов в рамках Союза".
Глава Министерства защиты окружающей среды и природных ресурсов Руслан Стрелец обнародовал такие планы по внедрению системы торговли квотами на выбросы парниковых газов в Украине:
- принять закон о системе торговли выбросами в 2024 году;
- запустить СТВ в 2025 году в пилотном режиме;
- полноценно запустить СТВ в 2026 году.
Эксперты называют две необходимых предпосылки для запуска системы торговли квотами на выбросы в нашей стране. Это:
- Наличие реально работающей системы мониторинга, отчетности и верификации парниковых выбросов (МОВ). Она необходима для точного определения объемов выбросов парниковых газов, которые предприятия должны покрыть приобретенными квотами.
- Утверждение обновленного Национально определенного взноса в Парижское соглашение (НОВ-3). Он необходим для установления лимита выбросов в СТВ. Документ должен служить ориентиром для объема предложения на рынке и будет оказывать непосредственное влияние на конкурентоспособность экономики. Его разработка станет возможна только после окончания боевых действий.
Для оптимального запуска торговли квотами на выбросы должно быть достаточное количество проверенных данных об объемах и динамике выбросов. Поэтому специалисты советуют запускать СТВ не менее чем через 3 года после начала функционирования системы МОВ.
Поскольку в нашей стране продолжает действовать военное положение, предприятия имеют право на отсрочку подачи отчетов о выбросах в рамках МОВ. Поэтому возможность начать даже пилотную фазу внедрения системы торговли выбросами в Украине сдвигается на 2027 год.
По мнению координатора Комитета промышленной экологии и устойчивого развития Европейской Бизнес Ассоциации Ольги Бойко, введение СТВ не является панацеей для избегания платы в рамках СВАМ. Она рассказала, что из более чем 10 стран, имеющих собственные СТВ, освобождение от уплаты СВАМ получила только Швейцария.
Запуск системы торговли выбросами в Украине позволит в будущем договариваться о возможном взаимном признании СТВ других стран и особых условиях экономического сотрудничества.
Андрей Глущенко рассказал, что Украина может использовать определенные европейские наработки в СТВ. Однако полностью скопировать систему невозможно из-за разных ступеней экономического развития.
Ольга Бойко также уверена, что параметры системы торговли выбросами в Украине целесообразно проектировать максимально приближенно к европейской модели, но с учетом пострадавшей от войны украинской экономики, степени технического развития украинских предприятий и специфики системы государственного управления и взаимодействия государства и бизнеса.
"Если система будет строиться качественно и экспертно, а не на скорую руку для достижения "турборезультатов", то главным позитивом будет присоединение Украины к европейским фондам для финансирования декарбонизации и "зеленой" трансформации промышленности", – резюмировал Станислав Зинченко, глава Комитета промышленной экологии и устойчивого развития Европейской Бизнес Ассоциации.