ЭкоПолитика вместе с экспертами проанализировала обнародованный Министерством защиты окружающей среды и природных ресурсов Украины 20 ноября "План мероприятий по созданию национальной системы торговли квотами (СТВ) на выбросы парниковых газов". Мы попытались разобраться, насколько реальным для выполнения является документ, как он будет реализовываться, и какие риски в себе несет.
Почему это важно
Среди шести евроинтеграционных реформ в сфере окружающей среды, предусмотренных Планом для Ukraine Facility на 2024-2027 гг., есть реформа 3 – "Рыночные механизмы ценообразования на углерод".
Перечень индикаторов выполнения этой реформы имеет две позиции:
- утверждение плана действий по созданию национальной системы торговли квотами на выбросы парниковых газов;
- возобновление обязательной системы мониторинга, отчетности и верификации выбросов парниковых газов (МОВ).
Для первого индикатора установлен дедлайн – І квартал 2025 года, для второго – ІІ квартал того же года.
Результатом по первому индикатору будет считаться принятие распоряжения Кабинета Министров Украины "Об утверждении Плана мероприятий по созданию национальной системы торговли квотами на выбросы парниковых газов".
Результатом по второму индикатору будет возобновление обязательной системы МОВ.
"Создание системы торговли квотами на выбросы парниковых газов является важной частью евроинтеграционных обязательств Украины. Это ключевой инструмент для достижения климатических целей в рамках Парижского соглашения и внедрения Европейского зеленого курса", – говорит генеральный директор Центра экологии и развития новых технологий (ЦЭРН) Владислав Антипов.
По мнению руководителя проекта "Поддержка внедрения схемы торговли квотами на выбросы парниковых газов (СТВ) в Украине", который выполняет немецкая правительственная компания Deutsche Gesellschaft für Internationale Zusammenarbeit (GIZ) GmbH, Павла Масюкова, введение СТВ может стать действенным инструментом для стимулирования предприятий к внедрению чистых технологий и повышения их конкурентоспособности на международных рынках, прежде всего европейских.
"В то же время реализация этого плана требует комплексного подхода, в частности создания эффективной системы мониторинга и контроля, обеспечения прозрачного распределения квот, адаптации предприятий и привлечения инвестиций в "зеленые" технологии", – говорит эксперт.
Какой прогресс Украины во внедрении этой реформы
1. 20 ноября Минприроды обнародовало проект распоряжения Кабинета Министров "Об утверждении Плана мероприятий по созданию национальной системы торговли квотами на выбросы парниковых газов". Согласно ему, запуск пилотного этапа украинской СТВ стартует в 2028 году, а ее полноценное функционирование начнется через 3 года со дня прекращения или отмены военного положения.
30 декабря 2024 года ведомство в сфере окружающей среды объявило о завершении процедуры общественного обсуждения и сообщило, что предложения и замечания к проекту распоряжения от общественности не поступали.
"Реалистичность предложенного министерством плана зависит от многих факторов, среди которых важнейшими являются наличие квалифицированной команды специалистов, которая будет заниматься созданием СТВ, достаточное финансирование для запуска системы, а также стабильная политическая поддержка", – говорит Владислав Антипов.
По его мнению, успех внедрения зависит также и от способности адаптировать международный опыт к украинским реалиям.
2. 21 ноября Верховная Рада приняла за основу евроинтеграционный законопроект №12131 "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно восстановления мониторинга, отчетности и верификации выбросов парниковых газов". Он предусматривает восстановление мониторинга, отчетности и верификации выбросов парниковых газов в Украине.

Фото: rbc.ua.
8 января 2025 года парламент одобрил этот законопроект во втором чтении, а 29 января президент Владимир Зеленский подписал указанный документ. 1 февраля Закон №4187-IX "О восстановлении мониторинга, отчетности и верификации выбросов парниковых газов" вступил в силу.
То есть законодатели подтвердили готовность выполнить установленные европейскими партнерами индикаторы.
Директор департамента по устойчивому развитию ПАО "АрселорМиттал Кривой Рог" Ольга Семкив в своем комментарии для ЭкоПолитики отметила, что проект плана – это своеобразная дорожная карта переговоров в рамках Кластера 4 в процессе евроинтеграции Украины, которая демонстрирует готовность Украины работать с одним из самых сложных инструментов экополитики ЕС, а именно внедрять схему торговли квотами на выбросы парниковых газов.
"В то же время, важно осознавать, что план – это ориентир, а любые обязательства в рамках договора о присоединении Украины к ЕС имеют совсем другой вес. Поэтому, если есть малейшее сомнение в реалистичности выполнения плана в запланированные сроки, его следует откорректировать в соответствии с имеющимися ресурсами и положением дел, чтобы не создать безвыходных ситуаций в процессе переговоров", – сказала она.
Когда целесообразно внедрять СТВ в условиях войны
Как мы уже отметили выше, Минприроды предлагает запустить пилотный этап украинской СТВ в 2028 году, а полноценное функционирование системы предполагается не ранее чем через 3 года со дня прекращения или отмены военного положения.

Фото: time.com.
В своем письме к министру защиты окружающей среды и природных ресурсов Украины Светлане Гринчук, копию которого получила ЭкоПолитика, специалисты Европейской бизнес ассоциации (ЕБА) предлагают определить следующие ключевые фазы внедрения СТВ в Украине:
- Перезапуск МОВ в 2025 году с минимум 3 годами полноценного функционирования перед началом пилотной фазы внедрения СТВ. То есть, от успешности перезапуска МОВ будет зависеть старт пилотного этапа. Конечно, в условиях войны и военного положения функционирование МОВ не может считаться полноценным.
- Разработка регуляторной базы. Этот процесс будет проходить параллельно с первым этапом. По оценкам компаний-членов Комитета Ассоциации, на него может потребоваться 2-3 года.
- Пилотная фаза внедрения СТВ – с 2028 года.
- Полноценная фаза применения СТВ – с 2031 года.
"Компании Ассоциации считают, что пилотная фаза внедрения СТВ должна начаться с 2028 года, а полноценная фаза применения СТВ, начиная с 2031 года, при условии, что пройдет не менее 3 лет после прекращения или отмены военного положения и завершится минимум трехлетний период после запуска пилотной фазы", – говорит менеджер Комитета промышленной экологии и устойчивого развития ЕБА Виктория Карпец.
Она объяснила необходимость такой отсрочки тем, что для запуска СТВ необходимы конкретные расчеты параметров, в частности установление лимитов выбросов, подходов к определению общего объема квот, правил их распределения и проведения аукционов.
"Кроме того, существует риск неполноты или отсутствия необходимых данных, например, из-за неработающей системы МОВ, что усложнит полноценное функционирование СТВ в определенные сроки", – предупредила эксперт.
Специалисты ЕБА отметили, что пилотная фаза станет важным этапом для совершенствования системы, поскольку предоставит дополнительную информацию для ее развития. Но она не может стартовать раньше, чем через 3 года после полноценного функционирования МОВ и также не может быть реализована в условиях войны или военного положения.
По словам Виктории Карпец, представители бизнеса в целом оценивают структуру отчета как удовлетворительную, но сроки его подготовки являются амбициозными из-за масштабности исследований и консультаций. Она отметила, что наложение этапов может вызвать задержки в принятии нормативных актов, поэтому важно определить, какие из них должны быть приняты до старта пилотного этапа, а какие можно дорабатывать постепенно.
Владислав Антипов рассказал нашему изданию, что, по его мнению, срок в 3 года может быть реалистичным при условии, если будет обеспечено достаточное финансирование для модернизации промышленности и поддержка предприятий в процессе адаптации.
"На сегодняшний день украинские предприятия сталкиваются с многочисленными вызовами, в частности отсутствием доступа к инвестициям и разрушенной инфраструктурой. Без помощи государства или международных финансовых институтов, реализация этого плана может стать чрезвычайно сложной. Поэтому нужна активная координация между государством, бизнесом и международными партнерами для обеспечения успешного запуска полноценной системы СТВ", – уверен он.
По мнению Павла Масюкова, при наличии политической воли, надлежащего регулирования и поддержки со стороны всех заинтересованных сторон, Украина имеет реальные шансы успешно внедрить СТВ в запланированный срок. Он считает, что с учетом евроинтеграционного курса Украины и текущей неопределенности, вызванной военными действиями российской федерации, предложенный подготовительный этап к запуску СТВ в пилотном режиме с 2028 года представляется достаточным для качественной подготовки и эффективной реализации этой климатической реформы.
"В целом 3-летний срок для перехода от пилотной к полноценной системе торговли выбросами является достаточно обоснованным. Кстати, в ЕС первая фаза запуска СТВ длилась с 2005 по конец 2007 года – то есть 3 года. Согласно предложенному тексту документа, полноценная фаза в Украине начнется не через три года после начала пилотной, а не менее чем через три года после окончания войны. Иными словами, на самом деле пилотная фаза может быть значительно длиннее", – объясняет эксперт.
Он отметил, что пилотная фаза базово должна ввести основные инструменты СТВ и стать практическим инструментом для выявления и устранения потенциальных недостатков будущей системы. По словам специалиста, за это время Украина сможет внести необходимые коррективы, усовершенствовать процедуры и наработать эффективные механизмы для полноценного запуска СТВ.
"Вместе с тем, надо понимать, что на ситуацию влияет целый ряд обстоятельств. Украинский бизнес, особенно тот, который пострадал от войны, потребует времени для адаптации к новым правилам СТВ, инвестиций в чистые технологии и модернизацию производства, но такие инвестиции необходимы для эффективного использования ресурсов, улучшения конкурентоспособности украинских производителей и их дальнейшей интеграции в общий рынок ЕС", – отметил Павел Масюков.
Риски, которые содержит План мероприятий по созданию национальной системы торговли квотами на выбросы
ЭкоПолитика поинтересовалась у экспертов, какие "подводные камни" присутствуют в предложенном проекте документа.
По мнению Ольги Семкив, обновленный проект плана продемонстрировал, что разработчики и Минприроды прислушиваются к заинтересованным сторонам и идут навстречу рациональным и обоснованным замечаниям.
"Сейчас в проекте несколько не хватает скоординированности между сроками восстановления отчетности в рамках национальной МОВ, пилотной и полноформатной фаз СТВ. Эти этапы должны быть последовательными и занимать достаточно времени для адаптации установок к новым регуляторным реалиям", – отметила она.
Владислав Антипов сразу отметил положительные моменты по созданию в Украине СТВ. Он считает, что к ним можно отнести то, что Украина следует мировым трендам в сфере декарбонизации. А это, в свою очередь, способствует ее интеграции в ЕС.
"Это также может стимулировать инновации в экономике и повысить конкурентоспособность украинских предприятий на международном рынке", – считает эксперт.
Однако Владислав Антипов отметил, что одновременно существуют и негативные аспекты, в частности то, что внедрение происходит в очень сложный период войны, когда украинская экономика ослаблена.
Также среди рисков он назвал недостаточную адаптацию бизнеса к быстрым изменениям и возможное увеличение финансовой нагрузки на предприятия.
"Есть также угроза, что некоторые отрасли могут потерять конкурентоспособность без дополнительной поддержки", – отметил генеральный директор ЦЭРН.
Виктория Карпец отметила, что проект Плана охватывает ключевые аспекты, предусматривает обучение и привлечение экспертов. Но эксперт напомнила, что в то же время остается неопределенным механизм участия бизнеса и кадровое обеспечение государственных органов специалистами в сфере СТВ.
"Также предполагается создание большого количества институтов, которые будут участвовать в создании СТВ, но отсутствует четкое понимание механизмов взаимодействия между ними", – говорит она.
Менеджер Комитета промышленной экологии и устойчивого развития ЕБА выразила мнение, что запланированное на 2025 год восстановление системы МОВ имеет как преимущества, так и риски.
"Оно позволит протестировать систему перед запуском СТВ, но может повлиять на качество аналитического отчета, если последний не учтет актуальные данные по МОВ. Отсутствие четкой координации может сказаться на эффективности дальнейших решений", – уверена она.
Павел Масюков согласился с мнением предыдущих экспертов относительно имеющихся как положительных моментов, так и потенциальных рисков. Среди факторов, которые будут способствовать внедрению СТВ в Украине и могут обеспечить его эффективность, эксперт выделил следующие:
1. План разработан с учетом лучших практик ЕС, где СТВ эффективно функционирует уже много лет. Это позволяет Украине использовать проверенные подходы, адаптируя их к национальным реалиям.
2. Предложенный постепенный подход дает предприятиям возможность адаптироваться к новым правилам, а правительству – отслеживать и корректировать процесс в случае необходимости. Это снижает риски резких экономических потрясений для промышленности.
3. Введение СТВ создаст экономические стимулы для предприятий уменьшать выбросы парниковых газов. Это будет способствовать привлечению инвестиций в модернизацию производства и развитие экологически чистых технологий, а также созданию новых рабочих мест в "зеленых" секторах экономики.
Руководитель проекта, который выполняет GIZ, также очертил основные вызовы и риски, которые, по его мнению, связаны с внедрением СТВ:
1. Война создает значительные препятствия для внедрения системы. Так, для функционирования СТВ нужна надежная работа системы мониторинга, отчетности и верификации, но это сложно реализовать в частности, из-за разрушений инфраструктуры, ограниченного доступа к данным и недостатка ресурсов.
2. Низкая готовность промышленности к внедрению СТВ. По информации Павла Масюкова, значительная часть украинских предприятий не имеет точных данных о своих выбросах или не готова финансово к участию в рынке квот.
"Некоторые отрасли могут сопротивляться внедрению СТВ, чтобы как можно дольше избегать затрат на модернизацию. Важно обеспечить эффективный диалог с бизнесом и предусмотреть механизмы поддержки для наиболее уязвимых секторов", – говорит он.
3. Одним из вызовов создания СТВ в Украине, по мнению эксперта, является постоянная эволюция и изменение аналогичной системы в ЕС (EU ETS). Это означает, что дизайн украинской СТВ потребует постоянной адаптации к изменениям в законодательстве ЕС, чтобы обеспечить соответствие европейским требованиям и интеграцию с международными рынками углерода.