Есть закон – нет контроля: почему Минприроды не справилось с охраной вод?

Есть закон – нет контроля: почему Минприроды не справилось с охраной вод?

ЭкоПолитика начинает серию материалов о результатах работы Минприроды в части охраны природы

В положении Министерства защиты окружающей среды и природных ресурсов Украины для этого органа прописали широкий круг задач. Среди них, в частности, обеспечение формирования государственной политики в сферах рационального использования, воспроизводства и охраны природных ресурсов; охраны и рационального использования земель; контроля за использованием и охраной вод, воспроизводством водных ресурсов и другие. Соответствующие сферы числятся среди приоритетов Минприроды и на его официальном сайте. Что же делает министерство, чтобы выполнить поставленные задачи и каков эффект от его шагов?

Чтобы выяснить это, ЭкоПолитика запускает серию материалов и начнем ее с работы Минприроды в сфере охраны водных ресурсов.

Состояние водных ресурсов Украины

Война накладывает свой отпечаток на все природные системы, в частности, наносит непоправимый ущерб водоемам. По мониторинговым данным Минприроды, в результате активных боевых действий с 24 февраля 2022 года водным ресурсам был причинен ущерб на 19 млн грн. Все эти убытки тщательно подсчитываются и в будущем должны быть возмещены россией как государством-агрессором.

Но, к сожалению, россия пока – не единственный наш "вредитель". Не меньше вреда водным ресурсам приносит хозяйствование, которое за нехваткой сдерживающих факторов массово становится недобросовестным.

Украина относится к малообеспеченным водными ресурсами стран. Лишь 4% нашей территории занимают водоемы. Мы занимаем 32 место из 40 стран Европы по этому показателю. И даже этот ограниченный ресурс мы не можем использовать в полной мере из-за высокого уровня загрязнения. Интенсивное поступление вредных веществ в подземные водоносные горизонты привело к тому, что только за последние 20 лет количество очагов их загрязнения выросло более чем в четыре раза.

По довоенной статистике среди основных загрязнителей вод официально выделяли ЖКХ с долей в общей системе загрязнения 77%, промышленность – 22%, и последнюю ступень почему-то отводили сельскому хозяйству – 0,5%.

Почему загрязнение так активно?

Как рассказывает кандидат географических наук, эксперт по охране водных ресурсов, председатель комитета охраны водных ресурсов, водного управления и экомодернизации водной сферы PAEW Марьяна Гинзула, высокий уровень загрязнения украинских вод от хозяйственной деятельности сохраняется, прежде всего, из-за сложного наследия эксплуатации водного фонда до времен независимости.

"В советский период была внедрена такая система, как прямой сброс в водные объекты без очистки. Очистка в то время отсутствовала в таком политическом образовании как Советский союз. В результате этого мы получили сложный багаж, который тянем сегодня. Построенная ими система хозяйствование начала меняться только после 2000-х", – говорит Марьяна Гинзула.

Другая проблема, по словам эксперта, в том, что из-за большой площади страны, распределение водных ресурсов в Украине не равномерно. Меньше всего их приходится на территории, где хозяйственная деятельность была наиболее активной – на востоке страны. Как следствие, водоемы в этой части Украины максимально загрязнены и медленно проходят очистку.

В настоящее время сброс ненадлежаще очищенных стоков в поверхностные воды до сих пор является скорее системой, чем исключением. По информации отчета Государственной экологической инспекции по результатам 2022 года, общая сумма рассчитанных ведомством ущерба водным ресурсам составила почти 42,8 млн грн. Речь идет об убытках от хозяйственной деятельности. Обратите внимание, даже они вдвое больше, чем от боевых действий. Но эта сумма – это далеко не полная картина вреда.

Отдельно остановимся на сельском хозяйстве. По данным ФАО, именно этот вид деятельности является основным источником загрязнения вод на планете в целом. В Украине же официально, как мы уже отмечали выше, оно занимает последнее место в списке загрязнителей. Почему же возник такой дисбаланс? Неужели наше сельское хозяйство настолько экологически дружественное? На самом деле нет. К сожалению, у нас просто ненадлежащим образом производится учет ущерба от сельскохозяйственной деятельности.

Подсчет реального объема загрязнения затрудняет специфика использования воды в сельском хозяйстве. Кроме того, часть агрохимикатов регулярно смывается с полей в водоемы с поверхностным или подземным стоком воды. Как следствие, государственный и общественный мониторинг постоянно демонстрирует превышение в водоемах содержания нитратов, фосфатов и пестицидов, но саму причину зафиксировать очень сложно.

Министерство защиты окружающей среды и природных ресурсов Украины в феврале 2021 показало результаты скрининга бассейна Днепра. Он обнаружил многие ядохимикаты сельхозназначения, в том числе и запрещенные еще в 60-х годах ХХ века. Одно из веществ (карбендазим) присутствовало почти в каждом втором образце воды. По другому (атразину), относящемуся к приоритетным веществам для мониторинга загрязнения воды в ЕС, зафиксировано превышение безопасного уровня.

Поскольку сельское хозяйство из года в год становится более интенсивным, в нем используется все больше удобрений, соответственно ситуация без вмешательства государства и надлежащего контроля будет только ухудшаться.

Что с контролем и ответственностью?

Ежегодно в Украине фиксируют случаи массового загрязнения водоемов. К примеру, 24 декабря 2022 года произошла масштабная утечка нефтепродуктов в реку Днестр вблизи Гадяча во Львовской области.

В сентябре 2020-го экологи били тревогу из-за того, что Бужский лиман затянуло зеленой пленкой, а содержание опасных веществ в воде стало слишком высоким. Тогда заподозрили находящиеся в бухте предприятия – морской порт и судоремонтный завод.

В октябре 2019-го активисты сняли масштабный сброс нечистот розового цвета с Владимир-Волынской птицефабрики.

И таких случаев десятки в каждом регионе. А вот случаев взысканий ущерба за загрязнение, к сожалению, гораздо меньше.

Эксперты утверждают, требования к сточным водам и обустройству прибрежных полос четко прописаны в украинском природоохранном законодательстве, но на практике не работают. Ведь, кроме правил, должна действовать еще и система контроля, которая пока оставляет желать лучшего.

Еще более сложная ситуация с контролем загрязнения сельскохозяйственной деятельности. Если загрязненные стоки от промышленных объектов хотя бы можно зафиксировать и, используя рычаги влияния, побуждать предприятие очищать их должным образом, то загрязнение от сельского хозяйства стихийно и почти незаметно. Опасные соединения, которыми обрабатывают поля, проникают в почвы, затем попадают в подземные воды, с которыми уже оказываются в ближайших колодцах и водоемах. Это делает опасной для потребления воду в целых регионах. Даже у самых крупных аграриев Украины отсутствует информация на сайтах, что они делают для уменьшения загрязнения окружающей среды и в первую очередь водоемов и водных ресурсов.

Что в это время делает Минприроды?

Министерство защиты окружающей среды является ключевым органом, от которого зависит экологическая политика нашей страны. Соответственно, он имеет больше рычагов влияния на ситуацию. На официальном сайте Минприроды регулярно отчитывается о своей деятельности в части охраны водных ресурсов, об усовершенствовании регуляторных актов в этой сфере, публикует отслеживание результативности своих регуляторных актов. Но в итоге все это – топанье на месте, не дающее практических результатов. А реформы, которые должны ощутимо повлиять на ситуацию с загрязнением водоемов, годами тормозят.

Вспомним реформу Государственной экологической инспекции, которая должна обеспечить эффективный контроль за исполнением экологического законодательства, в частности в водной сфере. Ее обещали провести еще до конца 2020-го, но сейчас она вообще выпала из повестки дня. Законопроект №3091 "О государственном экологическом контроле" так и не дошел до второго чтения.

До сих пор готовятся к первому чтению:

  • Проект Закона о внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины о дерегуляции хозяйственной деятельности в сфере развития водного хозяйства (№7346).
  • Проект Закона о внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины по охране и сохранению особо ценных участков природных водоемов и водотоков (№ 5413).
  • Проект Закона о внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины об обеспечении экологической безопасности водопользования (№8363).

Кроме этого, согласно Соглашению об ассоциации с ЕС, Украина взяла на себя обязательство внедрить требования шести водных Директив:

  • Директива 2000/60/ЕС об установлении рамок деятельности Сообщества в области водной политики;
  • Директива 2007/60/ЕС об оценке и управлении рисками затопления;
  • Директива 2008/56/ЕС об установлении рамок деятельности Сообщества в сфере экологической политики о морской среде;
  • Директива 91/271/ЕС об очистке городских сточных вод;
  • Директива 98/83/ЕС о качестве воды, предназначенной для потребления человеком;
  • Директива 91/676/ЕС о защите вод от загрязнения, вызванного нитратами из сельскохозяйственных источников.

Ни одна из этих директив пока не имплементирована полностью, а некоторые даже не имеют определенного плана имплементации.

Отметим, что именно положения Директивы 91/676/ЕС, так называемой Нитратной директивы, и должны создать систему контроля за загрязнением от сельского хозяйства, которой нам уже критически не хватает.

Единственный положительный момент – разработка Министерством и утверждение Водной стратегии на период до 2050 года. Но и она, к сожалению, получила ряд замечаний от экспертной среды.

Пока Минприроды ожидает какого-то "чуда". Реальные дела с очищением вод берут в свои руки настоящие активисты на местах. К примеру, Артему Приходько из Харькова три года назад надоело наблюдать за тем, как в реке Уды плавают тонны мусора, поэтому вместе с единомышленниками они очистили реку и установили мусорный ловитель. Таким же "рецептом" могли бы воспользоваться и другие общины и при условии грантовой поддержки даже ввести более масштабные очистительные инициативы. Но тогда возникает вопрос, если очисткой водоемов будут заниматься только активные граждане, зачем им дополнительно финансировать из своих карманов работу целого профильного Министерства? И вопрос пока без ответа.

Читайте также
Названы самые грязные и самые чистые реки Львовщины
Названы самые грязные и самые чистые реки Львовщины

По сравнению с прошлым месяцем качество воды в 5 реках улучшилось, в 4 – ухудшилось

Украина имплементирует новую евродирективу по мониторингу вод
Украина имплементирует новую евродирективу по мониторингу вод

Она устанавливает технические спецификации для химического анализа и мониторинга состояния воды и актуализации функций субъектов мониторинга вод

Кабмин одобрил Концепцию госпрограммы обеспечения водой прифронтовых регионов
Кабмин одобрил Концепцию госпрограммы обеспечения водой прифронтовых регионов

Более половины объемов финансирования для реализации соответствующей программы планируют привлечь от международных доноров

Водой на оккупированной Херсонщине нельзя пользоваться вообще, – ЦНС
Водой на оккупированной Херсонщине нельзя пользоваться вообще, – ЦНС

Ситуация с водоснабжением на ТОТ только усугубляется