Хочешь загрязнять – плати: когда в Украине может заработать система климатических финансов?

Хочешь загрязнять – плати: когда в Украине может заработать система климатических финансов?

Елена Бережнюк

Без климатических финансов наши товары могут потерять доступ к европейскому рынку

Месяц назад в Глазго прошла 26-я конференция ООН по изменению климата. Участники мероприятия отметили необходимость прогресса в ряде вопросов, в частности, в вопросе климатических финансов. Украине достичь прогресса здесь пока сложно, ведь даже само понятие климатических финансов для многих у нас остается не до конца понятным. Тем не менее, если мы и дальше будем отстать, пострадать может не только наша окружающая среда, но и наш бизнес.

Что же такое климатические финансы и зачем эта система в Украине – разбиралась ЭкоПолитика.

То, что украинские политики и чиновники мало обращаются к теме климатических финансов – неудивительно. Ведь их суть не так-то просто объяснить обычным гражданам. Систематизированного определения этого понятия вообще нет.

В общем, климатические финансы можно определить как средства, аккумулируемые из разных источников через разные модели с целью их использования для:

– улучшение климата (сокращение выбросов парниковых газов);

– адаптации к последствиям изменений климата (наводнения, засухи и другие экстремальные погодные явления).

К климатическим финансам могут входить как государственные, так и частные средства в разных пропорциях.

Моделей привлечения климатических финансов достаточно много. В общем, их можно разделить на:

  • Фискальные (различные налоги)
  • Рыночные (к примеру, "зеленые" облигации).

В большинстве стран Европы система климатических финансов работает уже много лет. Как рассказывает руководитель команды, координатор группы проектов по энергетике и охране окружающей среды ПРООН Украина Александр Сущенко, интересна в этом ракурсе Германия. Там используются практически все инструменты, которые позволяют мобилизовать климатические финансы.

"Среди них, к примеру, продажа квот на выбросы парниковых газов, – рассказывает Сущенко. – Какую-то часть этих квот государство раздает бесплатно, еще незначительную часть продают с аукционов. Предприятия могут и сами продавать избыточные квоты. Кроме этого, правительство, частные компании и регионы Германии выпускают, так называемые, "зеленые" облигации, частично идущие на борьбу с изменением климата и адаптацию к его последствиям.Что интересно, фонд, формирующийся Германией от продажи квот, выделял средства даже Министерству защиты окружающей среды Украины, чтобы тот внедрял реформы в данной сфере".

Еще в Германии завлекают климатические деньги и методом налогов. При этом взносы в фонд, борющийся с изменениями климата, платят даже обычные граждане. Подходящие средства заложены в стоимость бензина.

Конечно, нам, как и другим странам мира, следует внедрять систему климатических финансов, чтобы бороться с изменениями климата. Но для Украины этот вопрос имеет и важный экономический аспект. Дело в том, что ЕС уже к 2026 году планирует ввести систему CBAM. Это будет дополнительная пошлина на границе для товаров, при производстве которых были выбросы парниковых газов. То есть если в стране, из которой эти товары идут в Европу, есть система торговли квотами или налог и цена эквивалентна той, которая в Европе, тогда они беспрепятственно пересекают границу и попадают на европейский рынок, как сейчас. Если же, например, мы не внедрим квоты, и через несколько лет наши производители захотят продавать в Европе что-нибудь "грязное", им придется заплатить на границе разницу между тем, что они платят за выбросы в Украине и цене, которая есть на европейском рынке.

Для Украины ЕС – ключевой торговый партнер, поэтому такая пошлина очень ударит по нашему бизнесу. В настоящее время политики пытаются обходить вопросы платы за выбросы, чтобы не вызвать возмущение собственников крупных капиталов. Но отказ от "зеленого" курса может дорого обойтись нам всем уже через несколько лет.

"Мы делаем нашим производителям "медвежью услугу", – говорит Сущенко. – Они не хотят меняться и через несколько лет просто лишатся рынков сбыта. А если захотят торговать – средства пойдут в бюджет ЕС".

Нельзя сказать, что в Украине вообще нет климатических финансов, но эта идея очень длинного пути к полноценной реализации. Из всех механизмов привлечения средств у нас только экологический налог за выбросы в атмосферный воздух. Но его ставки критически низкие: 10 грн за тонну выбросов парниковых газов. Для сравнения, в Европе цена достигает 50 евро за тонну.

Сущенко объясняет, если бы мы и хотели, не можем в ближайшее время поднять налог до уровня европейского, потому что вся наша экономика просто остановится:

"Единственный выход сейчас, это создавать условия, при которых наши предприятия получат доступ к частным климатическим финансам, то есть климатическому рынку. Таких средств действительно очень много. Европейские банки уже профинансировали у себя все, что при минимальных затратах давало максимальное сокращение парниковых газов. Теперь они ищут в других странах такие возможности. У нас потенциально таких возможностей хватает, но наши предприятия не могут правильно сформировать проекты, чтобы они отвечали требованиям этих финансовых учреждений".

По мнению эксперта, им следует в этом помочь.

Также по словам Сущенко, необходимо помочь одной из украинских бирж создать "зеленый" сегмент, который имел в обороте такие финансовые инструменты как "зеленые" облигации.

Еще один важный момент – удостоверение полученных результатов. Ведь климатические финансы нужно не только собрать и куда-то вложить, но и получить подтверждение, что от их использования был запланирован эффект для окружающей среды.

"Если мы создали проект, мобилизовали ресурсы и реализовали его, в конце должны показать, что достигли того, что обещали. – говорит Сущенко. – Обычно это делает "Большая четверка" (крупнейшие в мире сети компаний, предоставляющих аудиторские и консалтинговые услуги, – авт.), но стоят их услуги очень дорого. Поэтому государство и здесь должно каким-то образом помочь тем, кто желает меняться".

Идеальной модели, как нужно мобилизовать климатические финансы – нет. Нам следует учитывать опыт других стран, но брать во внимание и украинские реалии. Следует понимать, что в Европе бизнес самостоятельно организовывался и работал над противодействием изменениям климата задолго до того, как в этот процесс включились государства. В Украине опыт в этой сфере практически отсутствует. Поэтому у нас эксперты советуют для начала создать условия для самоорганизации бизнеса в вопросе климатических финансов, а уже потом думать о законодательстве и строгих правилах регуляции.

Читайте также
На Харьковщине компостер помог избежать 2,5 тысяч тонн выбросов парниковых газов
На Харьковщине компостер помог избежать 2,5 тысяч тонн выбросов парниковых газов

Громада может сократить выбросы метана на 30%, если люди будут компостировать 20% органических отходов

В ЕС выбросы от ископаемого топлива в 2023 достигли рекордного минимума за 60 лет
В ЕС выбросы от ископаемого топлива в 2023 достигли рекордного минимума за 60 лет

Сокращение выбросов обеспечило использование ВИЭ, энергоэффективность и сокращение промышленного производства

Выбросы Германии сократились до самого низкого уровня за 70 лет
Выбросы Германии сократились до самого низкого уровня за 70 лет

Только 15% сокращения выбросов является результатом более высоких стандартов энергоэффективности или большего количества ВИЭ