В Европарламенте в течение недели 6-11 июня состоится решающее голосование по реформе Схемы торговли выбросами (ETS) – рынка углерода и флагманского инструмента климатической политики ЕС.
Однако общего компромисса по CBAM евродепутаты не достигли, сообщает EURACTIV.
Голосование завершит многомесячные торги между политическими группами по реформе ETS и параллельным введением налога на границе с выбросами углерода для защиты промышленности ЕС от экологического демпинга.
План Еврокомиссии по усилению ETS для сокращения выбросов углекислого газа по меньшей мере на 55% в текущем десятилетии и достижение чистых нулевых выбросов к 2050 году влечет отмену бесплатных разрешений на загрязнение для таких отраслей, как металлургия, цемент и химическая промышленность, которые сейчас получают разрешений на выбросы CO2 бесплатно.
CBAM будет введен параллельно, как способ оградить промышленность ЕС от более дешевого импорта загрязняющих товаров, поступающих из-за рубежа. Но законодатели расходятся, когда вводить CBAM вместо бесплатных разрешений на загрязнение CO2.
"Мы не хотим слишком поспешного внедрения CBAM, потому что не было доказано, что он работает", – сказал Питер Лизе, германский христианский демократ, возглавляющий реформу углеродного рынка ЕС в парламенте от имени правоцентристской Европейской народной партии (EPP).
По его словам, компаниям нужно время, чтобы инвестировать в низкоуглеродные технологии, чтобы оставаться конкурентоспособными на мировых рынках.
Еврокомиссия предложила постепенно отказаться от бесплатных надбавок в период с 2026 по 2035 год, парламентский комитет по охране окружающей среды проголосовал за дату завершения до 2030 года. Однако в EPP считают, что это рано.
Социалисты и демократы (S&D) и центристские группы Renew Europe, предлагает прекратить их в 2032 году.
Лиз отметил, что такой срок на три года опережает первоначальное предложение Комиссии. EPP не поддерживает этот компромисс и предлагает постепенное введение CBAM с 2027 года и отмену бесплатных надбавок до 2034 года в соответствии с предложениями, за которые проголосовал промышленный комитет парламента (ITRE). Он объяснил, что другие политические группы не были готовы к более осторожному старту к 2026 году.
"Будет противоречивое голосование, и мы увидим, кто получит большинство", – сказал Лиз.
Избегание "ценового шока"
По данным ЭПП , промышленности ЕС требуется больше времени для адаптации из-за войны России в Украине, которая повышает цены на энергоносители для европейских потребителей и бизнеса.
"В 2024 году мы все равно будем в кризисе и будем заменять российский газ", – заметил Лиз.
Он также пояснил, что к тому времени Европа все еще будет зависеть от ископаемого топлива и придется использовать уголь вместо российского газа.
Предложенное "перебазирование" ETS преследует цель постепенного сокращения объемов выбросов углерода к 2030 году в соответствии с высшими климатическими амбициями блока.
"Подорожание всего в этот момент приведет к ценовому шоку для граждан. Вот почему мы очень боролись против этого перебазирования", – сказал Лиз.
Паскаль Канфин, французский депутат от Renew, возглавляющий парламентский комитет по окружающей среде, рассказал, что предложение о перебазировании было согласовано с центристской группой Renew в парламенте. Предложение поможет избежать ценового шока в очень краткосрочной перспективе.
"По реформе ETS, мы начинаем с немного меньшими амбициями, потому что сегодня у нас очень высокие цены на энергоносители", – сказал Канфин.
Он также добавил, что первоначальное снижение амбиций будет компенсировано позже, когда Европа приблизится к климатической цели к 2030 году. Однако это компромиссное предложение не поддержано S&D и Зелеными, а это значит, что решение будут принимать депутаты Европарламента во время пленарного голосования на следующей неделе.
"Скидки на зеленый экспорт"
Другое предложение, поддержанное Renew и S&D, заключается во внедрении системы "зеленых экспортных скидок" для европейских производителей экологически чистой продукции, например низкоуглеродистой стали или алюминия.
"Проблема с CBAM состоит в том, что вы не покрываете экспорт. Вот почему мы создали механизм, который будет сосредоточен только на зеленом экспорте", – пояснил Канфин.
Он добавил, что экспортеры потеряют защиту, которой они сейчас пользуются от системы бесплатного распределения CO2 в рамках ETS. Система предлагает предоставлять бесплатные разрешения на выбросы CO2 только 10% лучшим в своем классе производителям низкоуглеродистых технологий. Разрешения будут предоставлены только на часть экспорта, которая связана с декарбонизацией.
Этот шаг, против которого выступают Зеленые, был направлен на успокоение EPP, настаивавшей на обеспечении дальнейшей защиты европейской промышленности.
Но в EPP отвергли эту идею, заявив, что она может быть обжалована правилами Всемирной торговой организации (ВТО), запрещающими дискриминационную практику в отношении иностранных производителей. Ведь ВТО было бы трудно отличить "зеленую" долю экспорта ЕС от другой. Позиция EPP заключается в том, чтобы предоставить бесплатные разрешения на экспорт и разрешить Комиссии провести тщательную оценку до вступления в силу.
CBAM "зона посадки" в поле зрения
Несмотря на разногласия между политическими группами, ведущий законодатель парламента по предложению CBAM, Мохаммед Чахим из S&D сказал, что он уверен, что позиции сближаются.
"Мы знаем, какой будет зона посадки в парламенте", – сказал Чахим.
Он пояснил, что это включает в себя поэтапный отказ от бесплатных льгот до 2032 года и расширение сферы действия схемы на химикаты, такие как полимеры и пластмассы.
Он также выразил надежду, что другие страны последуют этому примеру и примут подобные схемы налогообложения углерода на границе, чтобы все страны мира платили цену за свои выбросы углерода, создавая равные условия игры.
Напомним, в Европарламенте проголосовали за CBAM и реформу ETS.
Как сообщала ЭкоПолитика ранее, Eurofer раскритиковала намерение Европарламента изменить систему торговли выбросами