Польша не способна поддерживать нормативные уровни NO2 и не предпринимает мер для сокращения периода превышения. К такому выводу пришла Еврокомиссия и решила подать на страну в Суд Европейского Союза.
Как сообщает Еврокомиссия, Польша продемонстрировала неспособность в соблюдении норм Директивы по качеству атмосферного воздуха.
Десятилетия бездействия
Уровень оксида азота превышает предельно допустимые концентрации в Краковской и Верхнесилезской агломерациях. Это не разовое нарушение – согласно актуальным данным за 2024 год, воздух здесь имеет низкое качество уже на протяжении 15 и 14 лет соответственно. Однако даже этого времени Польше оказалось недостаточно, чтобы улучшить ситуацию и принять соответствующие меры.
Качество воздуха в этих регионах должно соответствовать требованиям ЕС уже в 2026 году. Однако для Еврокомиссии очевидно, что этого не произойдет. Превышение концентрации на 6-8 мкг/м3 является значительным, и его устранение требует длительных мер.
Ранее планы Польши по качеству воздуха предусматривали необходимость создания зон с низким уровнем выбросов (LEZ). Страна закрепила эту меру законодательно только в конце 2024 года и лишь для городов, где количество оксида азота в воздухе выше нормы.
В агломерациях, которых касается иск, внедрение LEZ до сих пор не произошло. В Краковской это решение вступит в силу с 1 января 2026 года, в Верхнесилезской – вообще не планируется.
Попытки достучаться до власти
Еврокомиссия подчеркивает, что это не единственные недостатки польской стратегии соблюдения качества воздуха. Ее меры слишком общие, а четкое финансирование до сих пор не определено.
Долгое время комиссия призывала Польшу урегулировать вопрос загрязнения NO2. В 2016 году страна получила официальное письмо-сообщение, в 2021 г. – обоснованное мнение. Однако усилия польских властей оказались недостаточными, что и вынудило Еврокомиссию обратиться в суд.
Ранее ЭкоПолитика рассказывала, насколько напряженными были переговоры по принятию совместных НВВ Евросоюза. Ряд стран, среди которых и Польша, сопротивлялись снижению выбросов, апеллируя к необходимости поддержки национальной экономики.