В конце 2017 года Кабинет министров утвердил устав и порядок использования средств вновь созданного Фонда энергоэффективности. Этот фонд должен был осуществлять поддержку инициатив по улучшению энергосбережения в жилом секторе. Когда для решения какой-либо проблемы создается целая структура с солидным бюджетом, закономерно ждать быстрых видимых результатов. Но на практике за более 4 лет работы ситуация с термомодернизацией жилищного сектора фактически не продвинулась.
Почему идея с Фондом энергоэффективности не оправдала себя – выясняла ЭкоПолитика.
Термомодернизация – один из ключевых вопросов для большинства жителей украинских многоэтажек. По официальным данным, в Украине более 180 тысяч многоквартирных домов. И по словам председателя правления ОО "Украинская ассоциация Энергосервисных компаний" Алексея Корчмита, 70-80% из них нуждаются в термомодернизации. В то же время стоимость таких работ для многих домохозяйств – неподъемная.
С 2014 года граждане могли утеплить многоквартирные и частные дома благодаря программе "теплые кредиты". Но два года назад эта программа была остановлена для многоквартирных домов, а с этого года она вообще не работает. В настоящее время главная структура, которая должна работать над термомодернизацией, – это Фонд энергоэффективности. Как он это делает?
Фонд энергоэффективности реализует проект "Энергодом". Объединения участвующих в проекте совладельцев могут получить до 70% возмещения от государства за работу, материалы и оборудование для утепления дома и модернизации внутренних систем. На первый взгляд эта идея удачна и могла бы действительно помочь массовой модернизации жилищного фонда в Украине. Но на практике "Энергодом" пока помог единицам.
По данным, размещенным на сайте программы, за все время существования в ней принял участие 881 проект. В то же время, по информации Корчмита, от поданной заявки к завершенному проекту в Фонде проходит 1,5-2 года, поэтому на сегодняшний день он смог помочь модернизировать только около 100 зданий. По сравнению с более чем 100 тыс. домов, которые потенциально нуждаются в модернизации, это мизерная цифра.
Но, несмотря на результат работы, с начала основания на Фонд энергоэффективности уходили немалые средства. К примеру, после создания он получил из госбюджета 1,6 млрд грн на 2018 год. А на 2022-й Фонду выделили уже 2,6 млрд грн.
Здесь следует понимать, что далеко не все деньги, которые предоставляет бюджет, идут на термомодернизацию. Фонд – это не малая бюрократическая структура, которая требует средств, в частности, на обеспечение собственной работы. Какая часть выделенных сумм "проедается" Фондом? Здесь цифры очень неутешительные. Как говорит Корчмит, при классической форме работы европейских фондов на администрирование процесса уходит от 1 до 5% общего бюджета. Украинский же Фонд энергоэффективности, при его незначительных масштабах, тратит на содержание почти треть денег, которые ему направляют. Эффективно ли для государства финансировать учреждение с такими показателями? Очевидно, что нет.
Согласно программе European Green Deal, страны Европы должны увеличить количество домов, которые будут ежегодно термомодернизироваться, до 4% от общей потребности. Если мы будем следовать этой практике и нам нужно будет модернизировать даже 100 тыс. домов из 180 тыс., то темпы должны быть – 4000 домов в год. Фонд пока реализовал в 40(!) раз меньше проектов за 4 года.
"После объединения Германии она поставила своей целью термомодернизировать восточную Германию, где было много не энергоэффективного жилья советской застройки. – рассказывает Корчмит. – Это самая богатая страна Европы и они достигли цели всего за 20 лет. Это нормальный долгосрочный стратегический подход. Если бы мы модернизировали 4% домов в год, то достигли бы цели за 25 лет. Но мы имеем не 4%, а сотые процента. При таких темпах мы никогда не добьемся результата".
Почему же результативность Фонда энергоэффективности так низка? По словам эксперта, здесь есть несколько важных стратегических просчетов:
- Фонд сконцентрировался исключительно на многоквартирных домах, имеющих ОСМД. Их всего 30 тыс. (т.е. примерно 20% от общего количества). При этом, только каждое 5 ОСМД реально активно. То есть приобщиться к программе потенциально могут только 4% многоэтажек в Украине.
- Фонд не работает с индивидуальными домами, хотя половина населения Украины проживает именно в них.
- Фонд не предлагает ни одного инструмента для поддержки бюджетных учреждений, хотя они часто не являются энергоэффективными.
"Изначально Фонд искусственно сузил свои инструменты фактически до 1% всех объектов, где можно было бы внедрять энергоэффективные меры. При таких условиях он обречен на низкую результативность", — добавил Корчмит.
Еще одна большая проблема, не позволяющая быстро реализовывать проекты – перегруженность сложными процедурами. Фонд предусматривает несколько уровней верификации, очень сложную заявку, которую должен подать ОСМД, двойной энергоаудит и другие мероприятия. Поэтому даже установка обычного индивидуального теплового пункта растягивается на полтора года. Хотя, по мнению Корчмита, это можно сделать через 3 месяца.
"Чтобы исправить ситуацию Фонд должен немедленно разблокировать процесс перегруженных верификаций, заявок, проверок и сложных процедур внутренних согласований. – говорит Корчмит. – Это реально сделать в рамках процедур Фонда и это упростит процесс прохождения документов. Далее нужно разработать новые инструменты, которые приобщат к энергоэффективным продуктам другие сектора: дома, где не созданы ОСМД, бюджетные учреждения, теплоэнерго, водоканалы, индивидуальные дома. Так Фонд сможет значительно масштабироваться".
Пока, по мнению Корчмита, Фонд энергоэффективности не сможет выйти на уровень реализации даже 200-300 проектов в год.
Работа Фонда энергоэффективности пока не оправдала ожиданий. Параллельно с ним с этого года должен стартовать новый проект президента – "Большая термомодернизация". В него хотят вложить 100 млрд грн за три года. Уже в 2022-м планируют модернизировать 5000 домов. "Большая термомодернизация" будет использовать собственный механизм работы – кредитование через ЧАО "Укрфинжилье". Зачем при этом финансировать еще и Фонд, счет проектов которого идет на сотни, и какой значительную часть выделенных средств просто "проедает"? Фонду энергоэффективности требуется немедленная перезагрузка, иначе смысл его работа окончательно потеряет.