Эксперты указали власти на новые "подводные камни" при внедрении НДТМ shutterstock

Эксперты указали власти на новые "подводные камни" при внедрении НДТМ

Анна Великая

Они могут поставить крест на реализации евроинтеграционного закона №11355

Некомпетентность чиновников, отсутствие соответствующего оборудования и коррупционные риски, заложенные в закон "Об интегрированном предотвращении и контроле промышленного загрязнения", способны убить украинскую промышленность вместо того, чтобы ее модернизировать.

Детальнее об этом рассказала в комментарии для ЭкоПолитики президент Ассоциации профессионалов окружающей среды (PAEW) Людмила Цыганок.

Представляя Ассоциацию, она призвала государственников услышать о рисках, которые очерчивают эксперты отрасли, и попытаться их избежать.

"Поскольку это их прямая задача – отвечать за результаты реформ", – подчеркнула она.

Среди факторов, которые делают невозможным проведение реформы промышленного загрязнения в Украине, а также внедрение отечественными предприятиями НДТМ, Людмила Цыганок назвала следующие:

  1. Проведение реформ в сфере окружающей среды людьми, не причастными к производству и не способными прогнозировать долгосрочное влияние.

Поэтому специалист выразила пожелание, чтобы все реформы проговаривались, чтобы был реальный диалог с игроками разных сфер и отраслей.

“Иначе, как бы ни старались, это будет выглядеть красивой оберткой для международников и то недолго, но влияние на экономику будет катастрофическое. А окружающая среда никак от этого не выиграет, как видим уже по результатам реформы управления отходами”, – сказала она.

  1. Отсутствие в Украине производства оборудования, с помощью которого будут модернизироваться производственные процессы на существующих предприятиях.

В PAEW отмечают, что на самом деле все оборудование украинские производители вынуждены импортировать, а в большинстве случаев это индивидуальный заказ с производителями этого оборудования, а это также чертежи, средства и время. Кроме того, они напомнили о необходимости разработки ТЭО, РП и всей проектной документации перед проведением модернизации, составление которой действительно стоит миллионы.

Людмила Цыганок также выразила опасение, что обязательства по таможенным послаблениям для оборудования могут быть реализованы очень и очень нескоро и привела пример с энергетическим оборудованием, решение об освобождении которого от пошлины правительство приняло только через 1,5 года после блекаута.

  1. Коррупционные риски, связанные с предоставлением отступлений для промпредприятий по внедрению НДТМ.

Эксперты PAEW выразили опасение, что отступление станет предметом торга и создаст дополнительные коррупционные риски.

“Поэтому-то так об этих отступлениях много говорят инициаторы реформы, потому-то так об этих отступлениях кричат ​​разнообразные общественные активисты, приверженные действующей власти. И вопрос, если это прогосударственная позиция, то минимизировать все риски коррупционных схем нужно уже на этом этапе, потому что иначе не будет также никакой реформы”, – предупредила президент Ассоциации.

Напомним, 16 июля Верховная Рада приняла проект Закона №11355 "Об интегрированном предотвращении и контроле промышленного загрязнения". "За" проголосовало 256 народных избранников.

Ранее, 3 июля, ЭкоПолитика сообщала, что экокомитет согласовал законопроект №11355 о промышленном загрязнении ко второму чтению. Он стал наследником евроинтеграционного проекта закона №6004-д, одного из целого ряда проектов под номером 6004, работать над которыми законотворцы начали еще в далеком 2021 году.

Еще раньше, 20 июня, парламент принял за основу проект Закона "Об интегрированном предотвращении и контроле промышленного загрязнения" №11355. Он оказался практически идентичным евроинтеграционному законопроекту №6004-д "Об обеспечении конституционных прав граждан на безопасную для жизни и здоровье окружающей среды", для принятия которого народным избранникам 19 июня не хватило только одного (!) голоса.

Читайте также
Стали известны три главных обновления в Директиве ЕС по промышленному загрязнению
Стали известны три главных обновления в Директиве ЕС по промышленному загрязнению

У стран Евросоюза есть 22 месяца на имплементацию новых норм и подходов

НДТМ и интегрированные разрешения: как в ЕС проводили экомодернизацию промышленности
НДТМ и интегрированные разрешения: как в ЕС проводили экомодернизацию промышленности

Переход предприятий Евросоюза на новые экологичные рельсы продолжается уже не первый десяток лет

Как предприятию получить интегрированное разрешение: в Минприроды рассказали
Как предприятию получить интегрированное разрешение: в Минприроды рассказали

Его внедрение предусмотрено евроинтеграционными обязательствами Украины

Закон о промзагрязнении усилил давление на производство во время войны, -  Fastmarkets
Закон о промзагрязнении усилил давление на производство во время войны, -  Fastmarkets

Это касается как временной, так и экономической компоненты экомодернизации