Некомпетентность чиновников, отсутствие соответствующего оборудования и коррупционные риски, заложенные в закон "Об интегрированном предотвращении и контроле промышленного загрязнения", способны убить украинскую промышленность вместо того, чтобы ее модернизировать.
Детальнее об этом рассказала в комментарии для ЭкоПолитики президент Ассоциации профессионалов окружающей среды (PAEW) Людмила Цыганок.
Представляя Ассоциацию, она призвала государственников услышать о рисках, которые очерчивают эксперты отрасли, и попытаться их избежать.
"Поскольку это их прямая задача – отвечать за результаты реформ", – подчеркнула она.
Среди факторов, которые делают невозможным проведение реформы промышленного загрязнения в Украине, а также внедрение отечественными предприятиями НДТМ, Людмила Цыганок назвала следующие:
- Проведение реформ в сфере окружающей среды людьми, не причастными к производству и не способными прогнозировать долгосрочное влияние.
Поэтому специалист выразила пожелание, чтобы все реформы проговаривались, чтобы был реальный диалог с игроками разных сфер и отраслей.
“Иначе, как бы ни старались, это будет выглядеть красивой оберткой для международников и то недолго, но влияние на экономику будет катастрофическое. А окружающая среда никак от этого не выиграет, как видим уже по результатам реформы управления отходами”, – сказала она.
- Отсутствие в Украине производства оборудования, с помощью которого будут модернизироваться производственные процессы на существующих предприятиях.
В PAEW отмечают, что на самом деле все оборудование украинские производители вынуждены импортировать, а в большинстве случаев это индивидуальный заказ с производителями этого оборудования, а это также чертежи, средства и время. Кроме того, они напомнили о необходимости разработки ТЭО, РП и всей проектной документации перед проведением модернизации, составление которой действительно стоит миллионы.
Людмила Цыганок также выразила опасение, что обязательства по таможенным послаблениям для оборудования могут быть реализованы очень и очень нескоро и привела пример с энергетическим оборудованием, решение об освобождении которого от пошлины правительство приняло только через 1,5 года после блекаута.
- Коррупционные риски, связанные с предоставлением отступлений для промпредприятий по внедрению НДТМ.
Эксперты PAEW выразили опасение, что отступление станет предметом торга и создаст дополнительные коррупционные риски.
“Поэтому-то так об этих отступлениях много говорят инициаторы реформы, потому-то так об этих отступлениях кричат разнообразные общественные активисты, приверженные действующей власти. И вопрос, если это прогосударственная позиция, то минимизировать все риски коррупционных схем нужно уже на этом этапе, потому что иначе не будет также никакой реформы”, – предупредила президент Ассоциации.
Напомним, 16 июля Верховная Рада приняла проект Закона №11355 "Об интегрированном предотвращении и контроле промышленного загрязнения". "За" проголосовало 256 народных избранников.
Ранее, 3 июля, ЭкоПолитика сообщала, что экокомитет согласовал законопроект №11355 о промышленном загрязнении ко второму чтению. Он стал наследником евроинтеграционного проекта закона №6004-д, одного из целого ряда проектов под номером 6004, работать над которыми законотворцы начали еще в далеком 2021 году.
Еще раньше, 20 июня, парламент принял за основу проект Закона "Об интегрированном предотвращении и контроле промышленного загрязнения" №11355. Он оказался практически идентичным евроинтеграционному законопроекту №6004-д "Об обеспечении конституционных прав граждан на безопасную для жизни и здоровье окружающей среды", для принятия которого народным избранникам 19 июня не хватило только одного (!) голоса.