Эксперты рассказали, почему война в Украине требует переосмысления CBAM shutterstock

Эксперты рассказали, почему война в Украине требует переосмысления CBAM

Екатерина Белоусова

CBAM, основанный на климатическом вкладе, создает четкий стимул для климатически нейтрального производства

Эксперты назвали 3 причины, по которым война в Украине требует переосмысления запланированного в ЕС механизма корректировки углеродных границ (CBAM).

Шагом вперед является коррекция выбросов углерода на основе акцизного сбора, также известного как климатический вклад, сообщает EURACTIV.

Об этом заявили Карстен Нойхофф, руководитель отдела климатических исследований Немецкого института экономических исследований и профессор экономики Берлинского технического университета, и Андреас Голдтау, директор школы публичной политики Вилли Брандта, профессор Эрфуртского университета и руководитель исследовательской группы в Институте передовых исследований устойчивого развития в Потсдаме.

Они отметили, что ЕС избрал десятилетнее поэтапное введение налога на выбросы углерода с 2026 года, о чем ведутся переговоры между странами ЕС и Европейским парламентом. Это чревато затягиванием эффективного ценообразования на CO2 и полного перехода промышленности.

  • Сталь, цемент или удобрения, потребляемые в Европе, в основном поступают из России, Украины и Турции.

Торговля с россией упала и, возможно, навсегда. Турция может понадобиться для страхования геополитических амбиций рф. Украина нуждается в кооперации, экономической стабилизации и реконструкции промышленности.

  • Развивающиеся страны затягивают экономические санкции против россии.

Это подтверждает глубокие оговорки этих стран в отношении торговых мер, если они используются в неторговых целях, независимо от того, связаны ли они с климатическими целями или геополитическими планами.

  • Разработка CBAM, чтобы заставить Индию, Бразилию, Индонезию или Южную Африку принять внутренние модели ценообразования на выбросы углерода, может свидетельствовать о растущей репутации налога как скрытого "зеленого протекционизма".

“Поскольку разъединение между Западом, Китаем и Россией приближается, Европа должна держать на своей стороне страны с развивающейся экономикой, чтобы поддерживать амбициозный климатический план. Необходимо разумно выбирать инструменты", – говорится в материале.

Для того чтобы цена на углерод работала и сокращала промышленные выбросы ЕС, потребуется корректировка границ углерода. Однако Брюссель должен отказаться от идеи разработки CBAM по распространению ценообразования на углерод во всем мире.

Торговым партнерам следует оставить выбор инструментов, которые они считают наиболее подходящими для декарбонизации своих экономик. В поддержку последнего ЕС может и должен сделать ощутимые и амбициозные предложения.

Финансирование климата, основанное на двустороннем сотрудничестве, которое сейчас развивается с Южной Африкой или Индией, является центральным в этой поддержке.

Доходы от CBAM можно перенаправить, чтобы помочь развивающимся экономикам "озеленить" свою промышленную базу. В Украине это должно стать основой "зеленого" плана Маршалла и поддержать ее путь к послевоенной низкоуглеродистой экономике.

Вместо измерения выбросов CO2 в стране происхождения, климатический вклад базировался бы на стандартизированных значениях интенсивности выбросов, одинаково применявшихся к внутренним и импортным материалам, таким как сталь, цемент или пластик.

Он также включает основные материалы как часть изготовленной продукции.

Эксперты объяснили, что такая практика применяется для других подакцизных товаров (например, алкоголя, табака, энергоносителей). Таможенная пошлина может быть отменена при экспорте материалов, а также в составе изготовленной продукции.

CBAM, основанный на климатическом вкладе, создает четкий стимул для климатически нейтрального производства. Сектор основных материалов остается предметом торговли квотами на выбросы, но в переходный период к климатической нейтральности будут оставаться бесплатные квоты.

Однако последнее будет предоставлено только компаниям, внедряющим надежные стратегии по декарбонизации. Таким образом, цена CO2 в ЕС остается эффективным, центральным фактором сокращения выбросов в ЕС без риска утечки углерода, а промышленность избавляется от двойных сборов.

В рамках оценки влияния Европейская комиссия уже проверила CBAM на основе акцизного сбора как возможный вариант разработки. Теперь она должна выбрать это как часть общей дипломатии "Зеленого" соглашения.

"ЕС может проявить лидерство благодаря непоколебимой поддержке амбициозных третьих стран и оставить их соответствующим правительствам возможность использовать самый перспективный инструмент будь то ценообразование на углерод или другой", подчеркнули эксперты.

Напомним, глава Минприроды Руслан Стрелец заявил, что Украина планирует обсудить отдельные правила участия в CBAM.

Как сообщала ЭкоПолитика ранее, а ЕС идут переговоры по пересмотру схемы торговли выбросами (ETS) на фоне энергетического кризиса, прекращению поставок российского газа и ухудшению климатических изменений.

Читайте также
В Минприроды заявили, что Украина инициирует отдельные правила по CBAM
В Минприроды заявили, что Украина инициирует отдельные правила по CBAM

Президент Украины Владимир Зеленский и премьер Денис Шмигаль ставят задачу упростить ведение бизнеса

"СВАМу быть": Европарламент принял решение по углеродной пошлине
"СВАМу быть": Европарламент принял решение по углеродной пошлине

Отказ от бесплатных квот в секторах, подпадающих под CBAM, продлится с 2027 по 2032 годы

Правительство Великобритании учтет предложения экоаудита по внутреннему CBAM
Правительство Великобритании учтет предложения экоаудита по внутреннему CBAM

CBAM может стимулировать разработку более низкоуглеродистых продуктов на внутреннем рынке

Евродепутаты договорились о новых условиях для ETS и CBAM
Евродепутаты договорились о новых условиях для ETS и CBAM

Предлагается постепенная отмена льгот ETS для европейской промышленности с 2028 по 2034 год