Следует использовать углеродный налог в качестве дополнения к системе торговли квотами (СТВ) в Украине, а также провести экономическое моделирование, чтобы реалистично оценить, как быстро Украина сможет применить цены на выбросы углерода в рамках СТВ ЕС.
Такие рекомендации содержатся в отчете “Рамки для зеленой реконструкции. На пути к готовности Украины к ЕС в сфере углеродного ценообразования”, подготовленном консалтингово-аудиторской компанией Deloitte Germany в сотрудничестве с Deloitte France.
Прежде всего эксперты отметили, что инвесторы нуждаются в предсказуемости в ценообразовании на углеродные квоты и стабильности в климатической политике, чтобы планировать инвестиции в "зеленую" реконструкцию.
"Поэтому Украина должна определить и обсудить реальную траекторию ценообразования на углеродные квоты", – говорят они.
По мнению аналитиков, Украине целесообразно сделать следующие шаги:
- Определить свои экономические и стратегические интересы, а также то, что достижимо с учетом важности развития декарбонизированной экономики.
- Обсудить полученную экономическую стратегию с ЕС для обеспечения надежности и совместимости подхода с вступлением в ЕС.
- Провести дальнейшее экономическое моделирование, чтобы оценить, как быстро Украина сможет реалистично применить цены на выбросы углерода в рамках СТВ ЕС.
В ходе этого моделирования специалисты Deloitte рекомендовали:
- провести анализ энергетической системы, чтобы получить лучшее представление о путях выбросов в энергетическом и промышленном секторах;
- учесть потребности в реконструкции и различные сценарии восстановления, включая варианты политики и влияние цены на выбросы углерода на выбор технологий.
"Этот анализ может быть использован для определения соответствующего пути сближения с СТВ ЕС для Украины, например путем проведения переговоров по специальному режиму бесплатного распределения квот в рамках СТВ", – рассказывают в компании.
Иностранные специалисты предполагают, что у Украины будет возможность вести переговоры по многим аспектам, включая:
- более позднюю интеграцию в СТВ;
- другой отраслевой охват;
- компенсацию через фонды ЕС.
По мнению аналитиков Deloitte, бесплатные квоты являются наиболее привлекательным вариантом для Украины.
"Проведение переговоров относительно пути приближения для более позднего поэтапного отказа от бесплатных квот СТВ в Украине позволило бы стране участвовать в СТВ ЕС, применяя полную рыночную цену с маржой, уменьшая при этом эффект влияния на прибыль для украинской промышленности", – считают они.
Цена на углерод на период до интеграции СТВ
Эксперты отметили, что обеспечение предполагаемой динамики цен на углерод для Украины, вероятно, будет сложной задачей, если изначально внедрить систему торговли квотами на выбросы. Эта задача существенно усложняется отсутствием данных о текущих выбросах.
Для обеспечения предсказуемости и амбициозности специалисты Deloitte предлагают использовать углеродный налог на основе методологии мониторинга, отчетности и верификации (МОВ) СТВ в качестве дополнения к торговле квотами в Украине.
Использование бюджетных поступлений
Специалисты подчеркнули, что неотъемлемой частью углеродной стратегии с самого начала должен быть четкий план использования бюджетных поступлений от углеродных квот для компенсации нагрузки на потребителей и поддержки усилий компаний по декарбонизации. Только в таком случае данная стратегия будет экономически и политически жизнеспособна, говорят они.
Отдельно авторы исследования отметили, что заинтересованные стороны в Украине выразили слабое доверие к чисто национальным фондам и механизмам поддержки и призвали к усилению сотрудничества с международными заинтересованными сторонами, особенно с ЕС.
Подготовка обоснованного режима МОВ
Вот основные рекомендации от специалистов консалтингово-аудиторской компании:
- Для окончательного применения СТВ необходимо рассчитать общее количество разрешений на выбросы (то есть, верхний лимит), используя данные о прошлых выбросах. Пока такой информации нет.
- Для того, чтобы помочь сгенерировать эти данные, необходим обоснованный МОВ, который рассматривается как часть дорожной карты до внедрения отечественной СТВ.
- Не следует пренебрегать требованиями развития потенциала, а, наоборот, активно привлекать их как часть усилий по восстановлению.
"В краткосрочной перспективе только развитие конфликта может определить необходимость запроса на освобождение от CBAM. Если груз CBAM окажется экономически слишком тяжелым, Украина может потребовать применения статьи 30.7 "Форс-мажорные обстоятельства", которая предусматривает временные меры, направленные на преодоление чрезвычайных обстоятельств”, – говорят в Deloitte.
На днях ЭкоПолитика рассказывала, что по данным из третьего отчета Всемирного экономического форума Net Zero Industry Tracker, выбросы парниковых газов сокращаются в тяжелых для снижения секторах, но не достигающих нуля к 2050 году.
Также мы сообщали о том, что финансирование Фонда декарбонизации Украины в следующем году возрастет почти вдвое.