В 2023 году специалисты Специальной экологической прокуратуры зарегистрировали более 4 000 уголовных производств, из которых почти 30% уже направлены в суд с обвинительными актами.
Среди них дела на 15 организованных преступных групп и 63 дела по коррупции, рассказал заместитель руководителя СЭП Александр Малеев на национальном ежегодном конгрессе энвайронменталистов: "Экологическая безопасность бизнеса-2023. Громады в восстановлении окружающей среды".
Он подчеркнул, что ведомство функционирует всего полтора года, ведь предыдущая природоохранная прокуратура была ликвидирована во время реформы.
Малеев рассказал, что полномасштабная война заставила СЭП сменить определенные приоритеты. Так в ведомстве создали отдельный отдел, занимающийся экологическими преступлениями в сфере войны, чего раньше никогда не было.
Он подчеркнул, что среди прочего СЭП расследует экоциды и масштабные экологические преступления, связанные с войной. Так, впервые за годы независимости Украины в суд направили обвинительный акт в отношении руководства одного из предприятий по совершению экоцида. Так в Хмельницкой области было загрязнено 4 км реки, что привело к исчезновению речной флоры и фауны и сделало невозможным возобновление экосистемы.
Малеев отметил, что также впервые удалось осудить генерала и подполковника вооруженных сил России, причастных к нарушению законов и обычаев войны. Речь идет о подрыве Северо-Крымского канала. Преступников приговорили к 12 годам лишения свободы и взысканию ущерба.
"Но о реальном взыскании этих убытков мы сейчас можем только мечтать, к сожалению", – сказал он.
По его словам, экологическая прокуратура занимается не только процессуальным руководством по уголовным производствам. Так в 2023 году удалось:
- предъявить почти 500 исков в суд;
- вернуть урочищу "Унава" земельный участок площадью 777 гектаров, который вывели из госсобственности путем мошеннических действий и служебных преступлений;
- предотвратить безосновательное взыскание из бюджета более миллиарда гривен, которые частное предприятие требовало от государственного за якобы самовольную добычу полезных ископаемых.
Малеев подчеркнул, что СЭП также инициирует и поддерживает некоторые законодательные изменения. К примеру, в Украине отсутствует методика расчета размера ущерба за взыскание убытков за выбросы в атмосферный воздух из нестационарных источников. Так, в Одесской области за пожар на свалке твердых бытовых отходов руководство обслуживающего его коммунального предприятия понесет административную ответственность и заплатит 1700 грн.
“Если это чрезвычайная ситуация, Государственная экологическая инспекция может использовать методику. Но для того, чтобы ситуация стала чрезвычайной, свалка должна гореть долго, – рассказал он. – Эти вопросы мы рассматриваем почти каждый день, почти каждый день предлагаем какие-либо изменения”.
По его словам, в действующем законодательстве есть недоработка. Но это не чья-то вина или халатность бывших должностных лиц. Ведь эти вопросы поднимаются только тогда, когда с ними непосредственно сталкиваются.
Малеев отметил, что, например, отлов раков в пределах природно-заповедного фонда стоит в 10 раз дешевле, чем в обычной реке.
“Я уверен, что так произошло неумышленно. Когда мы сталкиваемся с этим и смешно и больно", – сказал он, добавив, что СЭП плодотворно сотрудничает с Госэкоинспекцией и Министерством защиты окружающей среды и природных ресурсов.
Напомним, в июне 2021 года в Украине создали Специализированную экологическую прокуратуру, которая в пределах полномочий занимается противодействием преступлениям против окружающей среды.
Как сообщала ЭкоПолитика ранее, в Украине, впервые за годы независимости, направили в суд обвинительный акт по факту совершение экоцида, а именно массового мора в притоке реки Случь. Двух служащих предприятия тепловодоснабжения в Хмельницкой области обвиняют в отравлении водных ресурсов промышленными сбросами картонно-бумажного производства.