Экокомитет согласовал законопроект №11355 о промзагрязнении ко второму чтению shutterstock

Экокомитет согласовал законопроект №11355 о промзагрязнении ко второму чтению

Анна Великая

Следим, будут ли в него внесены изменения, которых ожидают промышленники и экологи

Комитет Верховной Рады по вопросам экологической политики и природопользования рекомендовал парламенту принять во втором чтении и в целом законопроект №11355 "Об интегрированном предотвращении и контроле промышленного загрязнения".

Об этом сообщило Министерство защиты окружающей среды и природных ресурсов Украины.

Этот законопроект имплементирует европейскую Директиву 2010/75/ЕС и призван запустить зеленое восстановление украинской промышленности по наилучшим доступным технологиям и методам управления (НДТМ).

Его принятие является одним из условий получения членства в ЕС, а также одним из индикаторов Плана для реализации программы Ukraine Facility, предусматривающей финансовую поддержку Украины от ЕС на €50 млрд.

Реформа сферы управления промышленным загрязнением является одной из 6 реформ в рамках раздела 15 "Зеленый переход и охрана окружающей среды" Плана для Ukraine Facility.

Эксперты от экологического сообщества и от промышленного сектора признают важность и актуальность законопроекта №11355 "Об интегрированном предотвращении и контроле промышленного загрязнения", однако предупреждают о ряде предостережений по этому документу. Как два основных недостатка они назвали его несоответствие условиям военного времени, в которых приходится работать предприятиям, а также отсутствие государственной финансовой поддержки перехода национальных предприятий на европейские стандарты работы и внедрение лучших доступных технологий и методов управления (НДТМ).

Об этом, в частности, сказали в Ассоциации добывающей промышленности Украины:

“Законопроект не учитывает реальную экономическую ситуацию в Украине, сильно пострадавшей из-за войны. [...] Европейские предприятия получили по меньшей мере €803,5 млрд государственной помощи из структурных фондов ЕС [на экомодернизацию – ред.] в период 2000-2022 годов, из которых почти €200 млрд было выделено только в 2021-2022 годах”.

В комментарии, который ЭкоПолитика взяла у Генерального директора Центра экологии и развития новых технологий Владислава Антипова, он отметил:

“Война, постоянные обстрелы, отключение света – это только часть проблем, с которыми сейчас сталкиваются украинские промышленные предприятия. А еще нехватка финансирования, нехватка рабочей силы, нехватка иностранных технологий и экспертов и многие другие факторы, которые не добавляют оптимизма относительно возможности перехода на НДТМ в установленные [законопроектом – ред.] сроки”.

Эксперт отметил, что большим вопросом остается финансирование масштабных экологических проектов, которые нужно реализовать для перехода на НДТМ. Он констатировал, что сейчас многие украинские отрасли работают либо на грани рентабельности, либо даже в минус.

"У предприятий нет собственных средств для таких масштабных инвестиций, а привлечь иностранное финансирование для завода, над которым ежедневно летают ракеты, просто невозможно", – констатировал Антипов.

С ним соглашается президент Ассоциации профессионалов окружающей среды PAEW Людмила Цыганок. В комментарии для ЭкоПолитики она отметила, что в предыдущем законопроекте №6004-д, голосование по которому Верховная Рада провалила, привязка в сроках внедрения новых экологических норм была как раз к окончанию войны. А в новом законопроекте №11355 речь уже идет о четких дедлайнах без учета поправок на окончание войны.

"Возможно, у нас народные депутаты знают, когда закончится война, но довольно странно это выглядит. То есть, мы закрываем глаза на всю ситуацию, которая есть вокруг”, – сказала она.

Как сообщала ЭкоПолитика ранее, 20 июня Верховная Рада Украины приняла за основу проект Закона "Об интегрированном предотвращении и контроле промышленного загрязнения" №11355. Мы также проанализировали законопроект и обнаружили в нем недостатки, которые могут привести к закрытию части предприятий и к коллапсу в разрешительной системе.

Читайте также
Стали известны три главных обновления в Директиве ЕС по промышленному загрязнению
Стали известны три главных обновления в Директиве ЕС по промышленному загрязнению

У стран Евросоюза есть 22 месяца на имплементацию новых норм и подходов

НДТМ и интегрированные разрешения: как в ЕС проводили экомодернизацию промышленности
НДТМ и интегрированные разрешения: как в ЕС проводили экомодернизацию промышленности

Переход предприятий Евросоюза на новые экологичные рельсы продолжается уже не первый десяток лет

Как предприятию получить интегрированное разрешение: в Минприроды рассказали
Как предприятию получить интегрированное разрешение: в Минприроды рассказали

Его внедрение предусмотрено евроинтеграционными обязательствами Украины

Закон о промзагрязнении усилил давление на производство во время войны, -  Fastmarkets
Закон о промзагрязнении усилил давление на производство во время войны, -  Fastmarkets

Это касается как временной, так и экономической компоненты экомодернизации