Европейская бизнес-ассоциация (EBA) призвала парламент не заниматься саботажем реформ в сфере промышленного загрязнения и государственного экологического контроля.
Накануне рассмотрения профильным комитетом ВРУ ряда законопроектов в сфере регулирования промзагрязнения EBA изложила свою позицию по ним.
Речь идет о законопроектах № 5339 об выбросах загрязняющих веществ в атмосферный воздух, № 6004 об интегрированном предотвращении и контроле промышленного загрязнения и альтернативных № 6004-1 и № 6004-2.
"Все четыре законодательные инициативы ставят целью определенной степенью имплементировать в украинское законодательство требования Директивы 2010/75/ЕС о промышленных выбросах, а именно: интегрированное разрешение с целью предотвращения переноса загрязнения из одних источников на другие и постепенный переход на наилучшие доступные технологии и методы управления (НДТМ). Но не все четыре документа одинаково полезные для страны", – отметили в пресс-службе ассоциации.
Законопроект № 5339, который приняли в первом чтении 15 июля, уже во второй раз будет рассматривать экокомитет.
Ко второму чтению он был значительно доработан и теперь содержит, кроме положений других законопроектов о промышленном загрязнении и государственном экологическом контроле, значительные коррупционные риски, а именно:
– обязанность для бизнеса устанавливать автоматизированные системы мониторинга выбросов загрязняющих веществ, хотя четко определенного порядка установления таких систем и передачи данных сейчас нет;
– нереалистично короткий срок для сокращения выбросов загрязняющих веществ – не более 7 лет и наделение органов местного самоуправления полномочиями разрабатывать программы снижения выбросов для предприятий, работающих в регионе, создают огромное поле для злоупотреблений;
– введение ответственности за недопуск к проведению проверок представителей Госэкоинспекции, что фактически нивелирует гарантированное действующим законодательством право предприятий не допускать инспекторов по определенному ряду причин;
– возможность аннулирования разрешения на выбросы в результате решения Министерства здравоохранения, в то же время в документе нет четких требований обоснованности такого решения по конкретному предприятию.
Законопроект № 6004 почти полностью дублирует трижды проваленный народными депутатами законопроект № 4167, который после доработки к повторному первому чтению так и не учел основных замечаний стейкхолдеров, в частности бизнеса.
Среди таких замечаний: двусмысленность трактовок некоторых положений, выборочная имплементация положений Директивы 2010/75/ЕС, нереалистичные сроки перехода на новые амбициозные экологические стандарты без учета европейского опыта, а также основная проблема, которая ставит под удар реализацию всей реформы – это отсутствие доступа к финансированию, что было предпосылкой успешной реализации реформы в международной среде.
Структурно и концептуально похожим на него есть законопроект № 6004-2, хотя он все же содержит некоторые положительные новации, учитывающие замечания бизнеса.
Документ имеет и ряд замечаний, которые не соответствуют европейскому регулированию и возможностям отечественных предприятий, например запрет на проведение пусконаладочных работ до получения интегрированного экологического разрешения, ограниченный до семи лет срок для перехода на НДТМ и отсутствие переходного периода для некоторых отраслей, слишком короткие сроки для обеспечения осуществления автоматизированного мониторинга выбросов и передачи результатов такого мониторинга в режиме реального времени, и это не полный перечень.
Более-менее сбалансированным сейчас кажется законопроект № 6004-1, который учитывает большинство предложений бизнеса.
К примеру, уточнен порядок проведения внеочередной проверки на основании письменного заявления оператора, который стремится получить интегрированное экологическое разрешение, предоставлен исчерпывающий перечень оснований для отказа в предоставлении отступления учета планов модернизации предприятий, Кабмина, а не Минприроды, предоставлено право определять экономическую целесообразность внедрения НДТМ и порядка осуществления мониторинга выбросов, предусмотрена возможность разработки переходного плана для некоторых предприятий и тому подобное.
Кроме того, документ дает возможность предприятиям осуществлять деятельность в соответствии с текущими нормативами выбросов загрязняющих веществ, которые не могут быть повышены до дня утверждения НДТМ. Это позволит планово и обоснованно перейти сразу к нормативам НДТМ без необходимости осуществления промежуточных инвестиций в оборудование, которое через несколько лет с большой вероятностью потребует замены, тем более, что на этот переход законопроектом дается от 7 до 15 лет (в исключительных случаях нерентабельности проведения модернизации), что фактически больше приближает его к положениям Директивы 2010/75/ЕС.
По словам координатора комитета экологии и устойчивого развития EBA Ольги Бойко, создается впечатление, что реформу промышленного загрязнения, а также реформу государственного экологического контроля, пытаются открыто саботировать – через принятие законопроекта № 5339, который под видом точечных изменений может разрушить европейские стремления Украины к чистой окружающей среды.
"Мы больше года работали с народными депутатами и представителями правительства, объясняли, как наименее безболезненно для отечественной промышленности можно перейти на европейские экологические стандарты, и в альтернативных законопроектах № 6004-1 и частично в № 6004-2 нас наконец услышали. Поддержав законопроект № 5339, Украина не только поставит под угрозу выполнение евроинтеграционных обязательств в части защиты окружающей среды и достижения экологических стандартов ЕС, но и потеряет минимум €20 млрд инвестиций для экомодернизации промышленных предприятий и создаст предпосылки для появления новых коррупционных рисков", – отметила Бойко.