После того, как в соцсетях появилась информация о заоблачных миллионных премиях руководителей центрального аппарата и региональных подразделений государственного предприятия "Леса Украины", ЭкоПолитика решила проверить, действительно ли это так. Мы направили в эту структуру официальный запрос, чтобы узнать правду – сколько поощрений в 2025 году из государственного кармана получили чиновники.
Нас интересовали премии должностных лиц, о которых шла речь в постах в Facebook и Telegram. Это:
- Генеральний директор ГП "Леса Украины" Юрий Болоховец, которого около 3 недель назад суд отправил под стражу с залогом почти 91 млн грн. Его обвиняют в незаконном обогащении. В апреле в СМИ появилась информация, что Болоховец задекларировал "бесплатное проживание" в элитной квартире в Киеве, аренда которой в среднем может стоить около $3500 в месяц.
- Исполнительный директор ГП "Леса Украины" Игорь Лыцур. Примерно месяц назад прокуроры из Офиса генерального прокурора сообщили ему о подозрении в злоупотреблении служебным положением при закупке государственным предприятием тракторов и причинении государству убытков на 8 млн грн. А ранее, в январе, Государственное бюро расследований (ГБР) сообщило Лыцуру о подозрении в закупке мобильных телефонов по завышенным ценам.
- Операционный директор ГП "Леса Украины" Александр Кватырко. В СМИ неоднократно звучали обвинения в адрес этого чиновника, который ранее занимал должность директора Полесского лесного офиса, в коррупции, в частности в незаконной передаче земельных участков и имущества на территории подведомственных ему лесхозов в частную собственность своим знакомым. А в прошлом году ГБР открыло уголовное производство в отношении этого должностного лица по подозрению в незаконном обогащении.
- Директор департамента по персоналу ГП "Леса Украины" Константин Войцеховский.
- Директор департамента IT-технологий ГП "Леса Украины" Андрей Вороной. По данным СМИ, он также вместе с Лицуром получил подозрение в махинациях при закупке мобильных телефонов.
- Директор департамента закупок ГП "Леса Украины" Виталий Цымбалюк. Журналисты утверждают, что он является третьим фигурантом дела о покупке смартфонов для предприятия по завышенным ценам.
- Директор департамента лесного хозяйства ГП "Леса Украины" Иван Шеремет.
- Директор филиала "Столичный лесной офис" Виктор Сахнюк. По информации СМИ, в мае он получил подозрение во вмешательстве в работу системы электронного учета древесины. Он также известен тем, что в 2024 году получил свыше 9 млн зарплаты, что на 2,5 млн грн больше, чем у самого Юрия Болоховца. На свой информационный запрос в ГП "Леса Украины" с просьбой предоставить расчетный лист директора филиала журналисты "Общественное Житомир" получили отписку, аналогичную той, что пришла и ЭкоПолитике: о том, что этими данными может воспользоваться агрессор, о "серьезных последствиях для экономической устойчивости и безопасности страны".
- Директор филиала "Карпатский лесной офис" ГП "Леса Украины" Игорь Чебан.
- Директор филиала "Слобожанский лесной офис" Иван Гришко.
- Директор филиала "Подольский лесной офис" Василий Гончар.
- Директор филиала "Северный лесной офис" Вячеслав Киченок.
- Директор филиала "Южный лесной офис" Александр Грицай. В 2023 году он получил подозрение от ГБР в растрате более чем 15 млн грн.
- Начальник отдела безопасности ГП "Леса Украины" Степан Довгунь.
- Директор Департамента лесных ресурсов ГП "Леса Украины" Александр Жук.
- Директор Департамента развития и инвестиций ГП "Леса Украины" Виктор Бусько.
- Начальник юридического отдела ГП "Леса Украины" Виталий Дудка.
- Начальник Черкасского областного управления лесного и охотничьего хозяйства Александр Дзюбенко.
- Экс-директор филиала "Восточный лесной офис" ГП "Леса Украины" Александр Кравченко. Его подозревают в превышении служебных полномочий, которое причинило ущерб на сумму свыше 68 млн грн.
Следует отметить, что при подготовке данного материала мы обратили внимание на два момента:
- На сайте ГП "Леса Украины" отсутствует информация о департаментах этого крупного государственного предприятия и их руководителях. Также и в структуре не указаны директора филиалов. Их фамилии можно найти только после длительного серфинга по официальному сайту – в графике приема граждан. Поэтому открытость этой госструктуры вызывает большие вопросы.
- В соцсетях активно "зачищаются" все посты-обвинения должностных лиц "Лесов Украины" в коррупции и получении денежных средств.
Ответ без цифр
Сказать, что полученный ответ нас удивил – это ничего не сказать. ГП отгородилось юридической стеной так, чтобы простому смертному было крайне сложно пробраться сквозь дебри сложных юридических формулировок и обоснований, приведенных в ответе. О том, какие аргументы использовали юристы, чтобы отказать в предоставлении информации и сохранить лицо своим начальникам, читайте ниже.
Если коротко передать суть ответа, который занял целых 6 страниц, то она такова: "Мы вам ничего не расскажем, потому что это коммерческая тайна, а ещё это может навредить интересам национальной безопасности, территориальной целостности или общественному порядку. Этой информацией может воспользоваться враг, чтобы подорвать деятельность нашего критически важного предприятия".
А конкретика была только в одной фразе: "Генеральному директору Юрию Болоховцу в 2025 году премия не начислялась и не выплачивалась".
Что касается всего остального, мы получили отказ. Вот какие причины назвали юристы госпредприятия:
- запрошенная информация является информацией с ограниченным доступом; доступ ограничен "исключительно в интересах национальной безопасности для защиты прав других людей" (!!!).
- премии руководителей подразделений скрыты внутренним приказом, который объявляет их коммерческой тайной;
- согласно Закону Украины "О доступе к публичной информации" подлежат обнародованию только зарплаты руководителя ГП, его заместителя и членов наблюдательного совета;
- Хозяйственный кодекс содержит исчерпывающий перечень информации, обязательной к публикации, а премии руководителей среднего звена туда не входят;
- якобы разглашение размеров премий может навредить национальной безопасности и стать достоянием "агрессора".
Какими аргументами о войне и безопасности нас пытались запугать
В ответе предприятие особо подчеркивает: "Леса Украины" – это "объект критической инфраструктуры". В ответе юристы госпредприятия предупредили, что разглашение информации об оплате труда отдельных руководителей его самостоятельных подразделений может привести к:
- Злоупотреблениям и манипуляциям. Якобы другие работники, недостоверные информационные источники могут воспользоваться этой информацией для злоупотреблений и манипуляций. Возникает вопрос: а сейчас не достаточно ли в информационном пространстве обвинений в адрес "Лесов Украины", которые они никак не комментируют и не опровергают? Обычно происходит наоборот: недостаток достоверной информации открывает широкое поле для манипуляций.
- Подрыву деятельности предприятия.
"Недостоверная информация или манипуляции могут привести к подрыву деятельности предприятия, особенно если они направлены на изменение общественного мнения о предприятии или его продукции", – говорится в ответе.
И снова вопрос: а многочисленные подозрения, озвученные только за последние месяцы как рядовым, так и топ-чиновникам лесной отрасли, не подрывают работу предприятия?
- Угрозам репутации.
"Распространение недостоверной информации может создать угрозу репутации предприятия, поскольку это может повлиять на доверие партнеров и других заинтересованных сторон", – говорят в ГП.
Полностью согласны, но ведь информация о премиях, если её предоставляет само предприятие, не является недостоверной, не так ли? Значит, и угрозы репутации она не несёт, верно?
- Отвлечению внимания от реальных проблем, поскольку это "может нанести ущерб развитию и конкурентоспособности предприятия". Очень интересно, а какие именно проблемы на предприятии считают реальными?
- Реальные риски для национальной безопасности и ущерб интересам и правам других людей. В ГП настаивают, что в условиях военного положения обществу опасно знать размеры премий, которые получают чиновники за деньги налогоплательщиков, то есть наши с вами.
А еще – это не способствует "общественной дискуссии" и не помогает разоблачать коррупцию. То есть, по версии предприятия, знать о премиях чиновников, которые содержатся на их средства, налогоплательщики не имеют права.
При этом, согласно результатам социологических опросов, украинцы считают коррупцию одной из главных проблем в стране, однако в ГП “Леса Украины” не считают информацию о премиях своих чиновников общественно значимой.
Почему это сомнительно
Журналисты, конечно, не юристы и не могут дать правовую оценку ответу ГП “Леса Украины”. Но имеем несколько соображений, которые заставляют сомневаться в обоснованности приведённых в нём доводов.
- Суды признают такие данные общественно важными. Верховный Суд неоднократно обязывал госпредприятия раскрывать зарплаты и премии руководителей, поскольку это средства налогоплательщиков.
- Угроза нацбезопасности от… премий? Путь от денежных бонусов руководителям разного уровня до "угрозы государственному суверенитету" предприятие в своём ответе прошло за несколько абзацев.
- Коммерческая тайна в государственных структурах. Сокрытие бюджетных выплат внутренними приказами – классический способ избежать прозрачности.
ЭкоПолитика обратилась к юристам с просьбой прокомментировать ответ ГП “Леса Украины”. О результатах проведённого ими профессионального анализа документа мы сообщим вам позже.
Миссия – скрыть всё
Формально "Леса Украины" якобы исполняют закон. Фактически – создают железобетонную стену, чтобы никто не узнал, сколько денег из государственного бюджета и за какие заслуги оказывается в карманах их руководителей.
И делают это под прикрытием "национальной безопасности". Но в демократическом государстве нацбезопасность не должна служить ширмой для сокрытия возможной коррупции – особенно когда речь идёт о миллионах из карманов налогоплательщиков. Тем более во время войны.
Ранее ЭкоПолитика приводила данные разоблачителей из соцсетей, которые выяснили, что зарплаты чиновников лесной отрасли Украины превышают оклады топовых европейских руководителей государств.