Суть экологического налога проста – загрязнитель должен деньгами компенсировать ущерб, нанесенный окружающей среде. Только за 9 месяцев 2025 года украинский бизнес заплатил за свое воздействие на экологию 4,2 млрд грн. Однако далее эти средства должны эффективно использоваться уже на местах.
ЭкоПолитика разбиралась, на какие мероприятия общины должны тратить экологический налог и соответствует ли это действительности.
Условно природоохранные мероприятия
Экологический налог в Украине введен с 2011 года. В теории все средства должны идти только на природоохранные мероприятия. Но случаи, когда деньги оказываются вне целевых статей расходов или по условно экологическим, не единичны, а носят системный характер.
55% экологического налога, кроме налога за формирование радиоактивных отходов и выбросы диоксида углерода, направляются в регионы. Средства распределяются по специальным фондам охраны окружающей среды областей, городов и общин. Дополнительно эти фонды формируются из части взысканий за экологический ущерб, а также за счет сторонних целевых и добровольных взносов. Речь идет о миллиардах гривен ежегодно.
Все эти средства являются целевыми, и какие именно это могут быть цели, определяет постановление Кабинета Министров от 1996 года. Именно на этот документ ссылаются общины, формируя свой перечень природоохранных мероприятий. В постановлении среди действительно важных для охраны окружающей среды сфер деятельности есть и такие, которые сложно назвать сугубо экологическими.
На это еще в 2019 году обратила внимание группа ученых в издании "Эффективная экономика". Проанализировав эффективность использования средств экофондов, они отметили, что поступления экологического налога значительно превышают расходы на целевые природоохранные мероприятия.
"Кроме этого, за счет манипуляций законодательством финансируются программы, которые являются только условно природоохранными или не являются таковыми вообще", – говорится в научном исследовании.
Примеры из общин
Сейчас ситуация не изменилась. Используя абстрактность законодательства, местные советы за счет экологического налога покрывают потребности в обустройстве инженерных коммуникаций и благоустройстве.
Например, в городе Винница за счет средств спецфонда строят и реконструируют канализационные сети. Для этого деньги перечисляют в департамент коммунального хозяйства и благоустройства. В прошлом году на это ушло 65% расходов городского Фонда охраны окружающей среды. Строительство и расширение канализационных сетей – в перечне мероприятий и для более мелких советов, таких как Новоалександровская территориальная громада Днепропетровской области.
Экологичность напрямую ассоциируется с растениеводством, поэтому Кропивницкий городской совет в Программу природоохранных мероприятий включил как озеленение образовательных учреждений, так и ликвидацию последствий стихийных бедствий, таких как буреломы или снеголомы. В Луцкой городской территориальной громаде за счет Фонда охраны окружающей среды озеленяли населенные пункты и косили сорняки в прибрежной полосе рек.
Экологическая составляющая присутствует во многих видах деятельности. При желании ее можно "встроить" в мероприятия, которые по сути относятся к сфере городского хозяйства и благоустройства. Это дает громадам возможность использовать целевые экологические средства не совсем по назначению. И все эти мероприятия никак не уменьшают тот негативный эффект, за нанесение которого платит загрязнитель.
О рейтинге регионов – плательщиков экологического налога ЭкоПолитика писала ранее.