Улучшит ли состояние окружающей среды многократное повышение налога на отходы? Анализируем очередной законопроект shutterstock

Улучшит ли состояние окружающей среды многократное повышение налога на отходы? Анализируем очередной законопроект

Иван Шевчук

Авторы законопроекту о налогообложении отходов предлагают в несколько раз повысить налоги на размещение отходов на свалках, чтобы простимулировать промышленную переработку этих отходов

Высокие налоги на отходы должны обеспечить государству дополнительные поступлениями в бюджет, а также будут побуждать предприятия к переработке собственного мусора. Такого считают авторы законопроекта "О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины, касающиеся взимания экологического налога при управлении отходами" .

Они предлагают в течение 9 лет постепенно увеличить уровень налогов в зависимости от класса опасности отходов. Самые опасные, принадлежащие к первому классу, на налоговый максимум должны выйти уже к началу 2024 года.

Эта же процедура предусмотрена для вынесенных в отдельные пункты приборов, содержащих ртуть и элементы с ионизирующим излучением (в 2024 за них придется платить почти по 2600 гривен за единицу, сейчас - 865), и люминесцентных ламп, чья "стоимость" должна вырасти с нынешних 15 грн за единицу до 166 гривен.

Что касается люминесцентных ламп, которые сейчас активно вытесняются более экономичными и безопасными светодиодными, можем предположить, что в случае принятия законопроекта, тот выполнит еще и одну незадекларированную роль - окончательно выведет из употребления люминесцентное освещение в нашей стране.

Приоритетное повышение налога для наиболее опасных отходов выглядит вполне оправданным. В этом случае предприятия будут дополнительно простимулированы к минимальному применения вредных приборов, а государство быстрее получит средства для борьбы с вредным воздействием от опасных веществ.

Утверждая, что повышение налогов на отходы побуждает предприятия активнее заниматься переработкой, авторы законопроекту опираются на европейский опыт. Здесь переработку отправляют около 40% отходов. В Украине - только 6. При этом страны ЕС демонстрируют устойчивую зависимость между увеличением ставок налога и увеличением объемов отходов, которые направляются на специализированные перерабатывающие предприятия. Например, рост экологического налога в Польше с 33 € за тонну в 2018 году до 40 € в 2019 году сопровождался уменьшением доли захороненных отходов с 42% в 2018 году до 30% в 2019-м.

При этом в пояснительной записке к законопроекту указано, что ставки экологического налога на размещение отходов в странах Европы существенно превышают ставки налога, предусмотренные Налоговым кодексом Украины, и в среднем составляют 20-40 евро за тонну. Средняя же технологическая себестоимость переработки здесь составляет от 30 до 40 евро за тонну отходов. То есть переработка обходится примерно так же, как и размещение на свалках.

Здесь надо отметить, что даже при выходе на налоговый максимум, предусмотренный законопроектом, подавляющее большинство украинских отходов будет облагаться налогом по ставке 53 или 88 грн за тонну. При этом себестоимость переработки у нас вряд ли будет получаться принципиально ниже, чем в ЕС. То есть переработка в наших реалиях все равно может оказаться на порядок дороже, чем размещение на свалках. Поэтому в контексте законопроекта мы воздержались бы от оптимистических прогнозов относительно принципиального сокращения украинских свалок, чья площадь достигает 9 тыс. га.

Заметные сдвиги здесь можно ожидать только когда имеем дело с вредными отходами, где ставки налога довольно велики, или в случаях, когда сама по себе переработка опреленных отходов является рентабельной.

Ранее ЭкоПолитика сообщала, что одной из главных проблем экологического налогообложения в Украине нецелевое использование полученных средств .

Читайте также
Парламентский экокомитет проведет заседание 5 февраля: повестка
Парламентский экокомитет проведет заседание 5 февраля: повестка

Нардепы рассмотрят отчет о работе экокомитета за сентябрь 2023 – февраль 2024 года

Парламентский экокомитет проведет заседание 26 января: повестка
Парламентский экокомитет проведет заседание 26 января: повестка

Нардепы не будут рассматривать профильные законопроекты относительно которых комитет определен главным

Появилась повестка экокомитета на 15 января: что рассмотрят нардепы
Появилась повестка экокомитета на 15 января: что рассмотрят нардепы

На заседании рассмотрят план работы экокомитета на период одиннадцатой сессии Верховной Рады

Экокомитет Верховной Рады проведет заседание 12 января: повестка
Экокомитет Верховной Рады проведет заседание 12 января: повестка

Экокомитет рассмотрит план своей работы на период 11 сессии Верховной Рады