В случае принятия проекта Закона № 4197-д "О рынке древесины" все операции с ней будут подлежать обязательному внесению в систему электронного учета древесины, а какие-либо действия с древесиной, заготовленной с нарушениями законодательства, будут запрещены.
Об этом сообщили в Министерстве защиты окружающей среды и природных ресурсов Украины.
Среди новаций в данном законопроекте также:
- создание реестра субъектов хозяйствования, осуществляющих деятельность по переработке древесины;
- установление общих требований по продаже древесины в розницу физическим лицам для удовлетворения социально-бытовых нужд.
Как продвигается законопроект
Первое голосование в зале Верховной Рады и принятие документа за основу состоялось еще 18 ноября 2021 года. По словам координатора экономической платформы Wood Industry UA Юрия Дюга, только в последние полгода депутаты проявляли активность в подготовке этого документа, хотя дискуссия вокруг этого законопроекта продолжается уже много лет.
Обсуждение подготовленного ко второму чтению евроинтеграционного законопроекта № 4197-д о рынке древесины состоялось 27 декабря на заседании Комитета Верховной Рады Украины по экономическому развитию, который определен по этому документу как главный.
ЭкоПолитика проанализировала стенограмму этого мероприятия. Дискуссия депутатов со стейкхолдерами была очень активной, поэтому члены комитета решили перенести рассмотрение законопроекта на другое заседание. Среди прочего представители отрасли жаловались, что доработанный текст документа даже участникам рабочей группы удалось получить только за день до заседания комитета. Они констатировали, что замечаний к нему много.
Для того, чтобы согласовать предложения всех стейкхолдеров, комитет 8 января провел еще один круглый стол по общественному обсуждению указанного документа.
"До конца января этот законопроект должен быть завершен в финальной редакции и быть готов в зал", – сказал на заседании комитета его глава, депутат Дмитрий Наталуха.
На сайте Верховной Рады сейчас доступен текст проекта Закона в редакции от 14.09.2021 года.
Основные нововведения законопроекта №4197-д
1. Детально и комплексно регулирует функционирование лесного портала, призванного стать важным инструментом в достижении открытости, публичности и контроля за деятельностью участников рынка древесины.
2. Вводит плановость осуществления заготовки древесины постоянными лесопользователями.
3. Определяет механизмы продажи древесины и отдельных изделий из древесины владельцами лесов и постоянными лесопользователями, которые могут осуществляться исключительно путем проведения электронных аукционов или на условиях оферты.
По словам главы ОО "Ассоциация деревообработчиков и лесохозяйственников Верховинщины" Ярослава Стефурака, для деревообработчиков главное – чтобы в этом законе присутствовала продажа древесины через договор оферты.
"Это гарантия существования малого и среднего бизнеса в данной отрасли", – уверен он.
4. Предусматривает введение ответственности владельцев леса и постоянных лесопользователей за отказ снабжать покупателей определенным объемом и качеством древесины, за которую покупатели уплатили определенную договором цену.
5. Устанавливает ответственность покупателей за невыполнение условий договора купли-продажи (например, неуплату цены древесины по договору купли-продажи).
“Такие нарушения со стороны покупателей достаточно распространены и наносят значительный материальный ущерб лесным хозяйствам, поскольку последние теряют время и возможность продать древесину по рыночной цене другим покупателям”, – говорится в пояснительной записке законопроекта.
6. Прекращает практику заключения прямых договоров купли-продажи древесины постоянными лесопользователями, которая являлась существенным коррупциогенным фактором.
7. Вводит обязательное декларирование переработки древесины.
8. Определяет четкие условия для экспорта леса-кругляка, а именно необходимость получения:
- сертификата о происхождении древесины;
- заготовки древесины при осуществлении выборочных рубок главного использования в лесах искусственного происхождения;
- справки о происхождении древесины из области, где показатель защитной лесистости не меньше установленных нормативов;
- справки об отсутствии видов, занесенных в Красную книгу Украины на участках, где проходила заготовка древесины.
9. Вводит обязательность представления и публичность информации относительно объемов, цены продаж и покупателей древесины и изделий из нее.
10. Определяет шаги по урегулированию собственной деревообработки государственных лесхозов, чтобы вывести такую переработку на конкурентный рынок.
11. Вводит документирование всеми участниками рынка древесины процессов системы ведения лесного хозяйства и поставки продукции через механизм деклараций об операциях с древесиной (определяется перечень документов, позволяющий участникам рынка осуществлять заготовку и дальнейшую обработку древесины).
12. Определяет принципы проведения электронных аукционов, их виды и особенности, а также требования обнародования информации о проведенных электронных аукционах.
13. Предусматривает создание Комиссии для рассмотрения жалоб по торгам древесиной как инструмента защиты участников рынка.
В публичном доступе сейчас нет информации о результатах круглого стола, который состоялся 8 января. ЭкоПолитика будет следить за подготовкой законопроекта о рынке древесины и внесенными в него изменениями.
Напомним, год назад, в январе прошлого года, тогдашний министр защиты окружающей среды и природных ресурсов Руслан Стрелец заявлял, что в течение следующих 6 месяцев рынок лесной продукции полностью выйдет из "тени" благодаря онлайн сертификатам о происхождении древесины. Как видим, этого так и не произошло.
Также ЭкоПолитика публиковала комментарий одного из стейкхолдеров лесообрабатывающей отрасли Александра Мисюры относительно развития лесной отрасли и коррупционной составляющей в ней.