CBAM: стали известны нововведения для импортеров, предлагаемые Еврокомиссией shutterstock

CBAM: стали известны нововведения для импортеров, предлагаемые Еврокомиссией

Анна Великая

Их должны рассмотреть в Европейском парламенте и Совете

Кроме отсрочки продажи сертификатов до февраля 2027 года, Европейская комиссия намерена освободить от действия механизма углеродной корректировки импорта (CBAM) около 90% компаний-импортеров.

Об этом говорится в так называемом омнибус-пакете (Omnibus Package) к Соглашению о чистой промышленности, обнародованном 26 февраля.

Эти изменения стали долгожданным ответом на беспокойство бизнеса и политиков относительно сложности CBAM. По словам чиновников, они призваны сделать механизм более эффективным и менее обременительным для малого бизнеса, но при этом сохранить его экологическую эффективность.

Перечень основных изменений, которые предлагает Еврокомиссия по CBAM

1. Отсрочка обязательного приобретения CBAM-сертификатов

Импортеры смогут покупать сертификаты только с февраля 2027 года для покрытия выбросов за 2026 год. Ранее обязанность по приобретению CBAM-сертификатов устанавливалась с 1 января 2026 года.

2. Введение нового порогового значения

В Еврокомиссии предлагают заменить текущий порог, основанный на денежной стоимости поставок, на массовый совокупный порог в 50 метрических тонн.

Предполагается, что это изменение освободит от обязательств около 90% импортеров (примерно 182 тыс. компаний). При этом 99% выбросов, которые входят в сферу действия CBAM, останутся охваченными этим механизмом.

Специалисты S&P Global Commodity Insights рассказывают, что Европейская комиссия рассматривала вариант установления порога на основе углеродной интенсивности, но отказалась от него в пользу массового подхода для упрощения администрирования.

О слишком низком пороге вступления в CBAM – €150 – ранее говорили и лидеры мирового бизнеса.

3. Упрощение административной нагрузки

Малым импортерам не нужно будет проходить авторизацию и подавать декларации по CBAM. В основном это будет касаться малых и средних предприятий, а также физических лиц, которые импортируют небольшие объемы товаров CBAM и имеют очень малые объемы встроенных выбросов, поступающих в ЕС из третьих стран.

Параметром для определения таких импортеров будет служить порог в 50 метрических тонн, о котором мы говорили выше. Это нововведение должно облегчить работу малого бизнеса, уменьшить бюрократическое давление и упростить механизм CBAM.

Ожидается, что перечисленные изменения помогут реиндустриализации ЕС, поскольку уменьшат расходы для предприятий и сделают CBAM более эффективным с точки зрения торговли и экологической политики.

Как будет рассчитываться цена сертификатов

В Еврокомиссии разъяснили, что метод расчета цен на сертификаты CBAM останется неизменным, а сертификаты, приобретенные в 2027 году, будут отражать соответствующую еженедельную цену СТВ.

Стоимость сертификатов будет базироваться на среднеквартальной цене закрытия квот СТВ ЕС, которая будет рассчитываться Комиссией для определения соответствующей цены EUA.

Напомним, с 1 октября 2023 года в ЕС начался переходный период применения механизма углеродной корректировки импорта. На этом этапе, который продлится до 1 января 2026 года, компании должны только отчитываться о выбросах углерода, которые попали в окружающую среду в процессе производства.

А уже с первого дня 2026 года должно начаться полноценное внедрение CBAM, предусматривающее уплату углеродной пошлины. Импортеры будут обязаны получать так называемые CBAM-сертификаты на свою продукцию, чтобы покрыть разрыв в ценах на углерод между продукцией ЕС и продукцией, которая производится за пределами ЕС.

Лидеры мирового бизнеса в мае 2024 года направили открытое письмо в Еврокомиссию, в котором определяли 5 основных препятствий, которые создает CBAM для всемирной торговли. Среди них они назвали: доступ к платформе отчетности CBAM, трудности с определением декларанта, слишком низкий порог вступления системы CBAM, сложность сбора необходимых данных и сложную и противоречивую методику расчета встроенных выбросов, а также проблему сбора данных о выбросах CO2 от всех участников цепочки поставок.

Украинские стейкхолдеры постоянно напоминают чиновникам, что наша страна должна отстаивать свое право на применение к Украине пункта 30.7 регламента CBAM, который предусматривает возможность исключения страны из-под действия CBAM во время действия форс-мажорных обстоятельств, к которым относится война. Это поможет избежать разрушительного влияния этого механизма на украинскую экономику. При условии применения такого декларативного принципа, отечественные предприятия будут отчитываться о собственных выбросах, но не будут платить стоимость сертификатов.

Читайте также
CBAM не завдасть серйозного удару по економіці України – Green Deal Ukraine
CBAM не завдасть серйозного удару по економіці України – Green Deal Ukraine

Производство чугуна и стали сократится почти на 250 млн долларов

Босния и Герцеговина готовится запустить систему торговли выбросами перед введением CBAM
Босния и Герцеговина готовится запустить систему торговли выбросами перед введением CBAM

Эксперты считают, что углеродная пошлина станет угрозой для экономики страны

Специалисты предлагают дополнить CBAM положениями об экспорте
Специалисты предлагают дополнить CBAM положениями об экспорте

Европейские экспортеры могут оказаться в проигрышном положении после введения углеродной пошлины

CBAM: какая сейчас реакция мирового сообщества на введение углеродной пошлины
CBAM: какая сейчас реакция мирового сообщества на введение углеродной пошлины

По мнению аналитиков, механизм углеродной корректировки импорта уже продемонстрировал свой огромный потенциал для стимулирования глобального расширения углеродного ценообразования