Кроме отсрочки продажи сертификатов до февраля 2027 года, Европейская комиссия намерена освободить от действия механизма углеродной корректировки импорта (CBAM) около 90% компаний-импортеров.
Об этом говорится в так называемом омнибус-пакете (Omnibus Package) к Соглашению о чистой промышленности, обнародованном 26 февраля.
Эти изменения стали долгожданным ответом на беспокойство бизнеса и политиков относительно сложности CBAM. По словам чиновников, они призваны сделать механизм более эффективным и менее обременительным для малого бизнеса, но при этом сохранить его экологическую эффективность.
Перечень основных изменений, которые предлагает Еврокомиссия по CBAM
1. Отсрочка обязательного приобретения CBAM-сертификатов
Импортеры смогут покупать сертификаты только с февраля 2027 года для покрытия выбросов за 2026 год. Ранее обязанность по приобретению CBAM-сертификатов устанавливалась с 1 января 2026 года.
2. Введение нового порогового значения
В Еврокомиссии предлагают заменить текущий порог, основанный на денежной стоимости поставок, на массовый совокупный порог в 50 метрических тонн.
Предполагается, что это изменение освободит от обязательств около 90% импортеров (примерно 182 тыс. компаний). При этом 99% выбросов, которые входят в сферу действия CBAM, останутся охваченными этим механизмом.
Специалисты S&P Global Commodity Insights рассказывают, что Европейская комиссия рассматривала вариант установления порога на основе углеродной интенсивности, но отказалась от него в пользу массового подхода для упрощения администрирования.
О слишком низком пороге вступления в CBAM – €150 – ранее говорили и лидеры мирового бизнеса.
3. Упрощение административной нагрузки
Малым импортерам не нужно будет проходить авторизацию и подавать декларации по CBAM. В основном это будет касаться малых и средних предприятий, а также физических лиц, которые импортируют небольшие объемы товаров CBAM и имеют очень малые объемы встроенных выбросов, поступающих в ЕС из третьих стран.
Параметром для определения таких импортеров будет служить порог в 50 метрических тонн, о котором мы говорили выше. Это нововведение должно облегчить работу малого бизнеса, уменьшить бюрократическое давление и упростить механизм CBAM.
Ожидается, что перечисленные изменения помогут реиндустриализации ЕС, поскольку уменьшат расходы для предприятий и сделают CBAM более эффективным с точки зрения торговли и экологической политики.
Как будет рассчитываться цена сертификатов
В Еврокомиссии разъяснили, что метод расчета цен на сертификаты CBAM останется неизменным, а сертификаты, приобретенные в 2027 году, будут отражать соответствующую еженедельную цену СТВ.
Стоимость сертификатов будет базироваться на среднеквартальной цене закрытия квот СТВ ЕС, которая будет рассчитываться Комиссией для определения соответствующей цены EUA.
Напомним, с 1 октября 2023 года в ЕС начался переходный период применения механизма углеродной корректировки импорта. На этом этапе, который продлится до 1 января 2026 года, компании должны только отчитываться о выбросах углерода, которые попали в окружающую среду в процессе производства.
А уже с первого дня 2026 года должно начаться полноценное внедрение CBAM, предусматривающее уплату углеродной пошлины. Импортеры будут обязаны получать так называемые CBAM-сертификаты на свою продукцию, чтобы покрыть разрыв в ценах на углерод между продукцией ЕС и продукцией, которая производится за пределами ЕС.
Лидеры мирового бизнеса в мае 2024 года направили открытое письмо в Еврокомиссию, в котором определяли 5 основных препятствий, которые создает CBAM для всемирной торговли. Среди них они назвали: доступ к платформе отчетности CBAM, трудности с определением декларанта, слишком низкий порог вступления системы CBAM, сложность сбора необходимых данных и сложную и противоречивую методику расчета встроенных выбросов, а также проблему сбора данных о выбросах CO2 от всех участников цепочки поставок.
Украинские стейкхолдеры постоянно напоминают чиновникам, что наша страна должна отстаивать свое право на применение к Украине пункта 30.7 регламента CBAM, который предусматривает возможность исключения страны из-под действия CBAM во время действия форс-мажорных обстоятельств, к которым относится война. Это поможет избежать разрушительного влияния этого механизма на украинскую экономику. При условии применения такого декларативного принципа, отечественные предприятия будут отчитываться о собственных выбросах, но не будут платить стоимость сертификатов.