CBAM: новые массовые проблемы в цепочках добавленной стоимости европейских импортеров shutterstock

CBAM: новые массовые проблемы в цепочках добавленной стоимости европейских импортеров

Компании предоставляли информацию по углеродному следу, но их методика расчета не соответствовала прописанной в СВАМ-сертификатах

Европейский механизм трансграничной углеродной корректировки (СВАМ – Carbon Border Adjustment Mechanism) вскоре вступит в силу и заставит значительную часть европейских импортеров изменять собственные бизнес-модели или отказываться от импорта из третьих стран вообще.

Об этом предупредил Станислав Зинченко, директор GMK Center.

В июне 2022-го Европарламент принял решение по углеродной пошлине. Договоренности включают поэтапный отказ от бесплатных квот в секторах, подпадающих под CBAM, начиная с 2027 по 2032 годы.

В этой связи во второй половине 2024 г. возможны сложности вроде тех, которые были во время пандемии. Они будут обусловлены тем, что почти 50% европейских импортеров не знают, с какого времени они смогут указывать в СВАМ отчетности данные по актуальным углеродным выбросам. Эта проблема станет абсолютно реальной после июля из-за того, что уже нельзя будет использовать в отчетности индикативные выбросы.

Следует быть готовыми к переформатированию торговых потоков, ведь во многих странах активно обсуждаются варианты внедрения механизмов, подобных СВАМ. Так, о своем намерении ввести с 2026 г. механизм углеродной корректировки заявила Великобритания. Правительство Австралии изучает целесообразность введения тарифов на импорт углеродоемкой продукции. В Южной Америке местная ассоциация производителей стали поддерживает идею создания регионального СВАМ. Напомним, что США также вводят свой СВАМ. В Конгрессе представили законопроект, вводящий плату за выбросы углекислого газа не только для импортеров, но и для внутренних производителей.

Еще одним следствием ужесточения требований к отчетности СВАМ станет увеличение финансовой нагрузки на углеродный импорт, а следовательно, удорожание соответствующих товаров. Конкурентоспособность такой продукции будет снижаться по сравнению с импортом из стран, которые не имеют столь высокие углеродные цены или совсем их не платят.

Украинские экспортеры пытаются поддерживать своих европейских клиентов, по возможности предоставляют им всю необходимую информацию. Однако решение текущих проблем в сфере СВАМ находится в компетенции Еврокомиссии и национальных компетентных органов участников ЕС. И вот почему:

  1. Европейская техническая платформа для сбора СВАМ отчетов в январе не выдержала существующий объем нагрузок, поэтому должна быть усовершенствована.
  2. Не все импортеры смогли получить достаточное количество информации о СВАМ. Почему? Просветительские мероприятия проводились только на английском языке и для ограниченного количества участников и не охватили всех заинтересованных лиц в ЕС и странах-импортерах.
  3. Различные требования в странах Евросоюза по регистрации в СВАМ реестре создали сложности для компаний, работающих одновременно в нескольких юрисдикциях.
  4. Самая большая проблема – методика расчета углеродного следа, изложенная в СВАМ регуляциях, не вполне ясна. Поэтому часто возникают вопросы необходимости учета тех или иных аспектов выбросов. Именно поэтому немногие компании смогли подать информацию об актуальных выбросах СО2. 80% полученных отчетов по СВАМ базировались на индикативных выбросах (default values), утвержденных Еврокомиссией.

Некоторые компании предоставляли имеющуюся у них информацию относительно углеродного следа, но их методика расчета не соответствовала прописанной в СВАМ-сертификатах.

Все эти сложности заставляют европейских импортеров задумываться над изменением собственных бизнес-моделей, искать поставщиков, которые смогут подавать данные по актуальным выбросам СО2, или отказываться от импорта вообще. Это повлечет массовые проблемы в цепочках добавленной стоимости и повлияет на перераспределение рынков.

Напомним, в июне 2022 г. евродепутаты договорились о новых условиях для ETS и CBAM.

Теги: ,
Читайте также
Эксперт назвал 3 компонента для снижения влияния CBAM на экономику Украины
Эксперт назвал 3 компонента для снижения влияния CBAM на экономику Украины

Уплата новой углеродной пошлины – это серьезный вызов для отечественных производителей

Украинские компании имеют право на европейскую поддержку для зеленого перехода, – Станислав Зинченко
Украинские компании имеют право на европейскую поддержку для зеленого перехода, – Станислав Зинченко

Чрезвычайно важно, чтобы Европейский Союз относился к Украине как к своей части, а не как к третьей стране

Экокомитет поддержал возобновление мониторинга и отчетности по парниковым газам
Экокомитет поддержал возобновление мониторинга и отчетности по парниковым газам

Это необходимо для создания системы торговли квотами на них в Украине

Еврокомиссия представила проект введения CBAM с требованиями к декларантам
Еврокомиссия представила проект введения CBAM с требованиями к декларантам

Свои отзывы и замечания к нему стейкхолдеры могут подавать до 27 ноября