Руководитель компании "Центр экологии и развития новых технологий" Владислав Антипов предупредил, что европейский механизм углеродной корректировки импорта CBAM может создать дополнительные затраты на традиционную металлопродукцию до €100 за тонну.
Это касается металла, производимого в доменных печах и кислородных конверторах, а размер таких расходов будет зависеть от цены на выбросы углерода в ЕС, рассказал он в интервью для Mind.
Антипов подчеркнул, что под действие CBAM подпадает около $6 млрд украинского экспорта, почти 90% которого составляет продукция горно-металлургической промышленности.
Он пояснил, что до 2026 года, то есть на первом этапе CBAM, компании-импортеры должны только отчитываться об объемах углеродного следа своих товаров, а именно выбросов от:
- черной металлургии;
- алюминия;
- удобрений;
- цемента;
- электроэнергии;
- водорода;
- некоторых других товаров в определенных условиях.
На втором этапе компаниям придется платить так называемые CBAM-сертификаты.
По его словам, углеродная пошлина создает не только риски для украинских компаний, но и возможностей. Ведь конкуренты из других стран также будут нести аналогичные дополнительные расходы.
"Если украинская экономика сможет осуществить переход к низкоуглеродному развитию и ввести принципы циркулярной экономики, то, несмотря на дополнительные расходы, связанные с CBAM, наши товары станут более конкурентными в Европе", – пояснил Антипов.
Он отметил, что отчетность по CBAM значительно отличается от украинского мониторинга, отчетности и верификации выбросов парниковых газов (МЗВ) ведь:
- отчеты имеют разную форму и процедуру согласования;
- МЗВ охватывает только прямые выбросы из установки (Scope 1), а CBAM требует включения Scope 2 и Scope 3, то есть косвенных выбросов от производства электроэнергии и выбросов в цепи создания стоимости;
- в CBAM рассчитываются выбросы по каждой категории продукции в отдельности, а для МЗВ учитываются все валовые выбросы из установки.
По его словам, противоречие между системой налогообложения СО2 в Украине и ЕС является настоящей проблемой. Ведь в Украине отсутствует синхронизация МЗВ как системы учета парниковых газов и системы налогообложения тех же газов.
Антипов отметил, что отчетность МЗС подается, верифицируется и согласуется ежегодно, а уплата налогов за выбросы парниковых газов производится ежеквартально. Следовательно, промышленные предприятия 3 из 4 кварталов должны платить налоги без согласованной цифры по выбросам парниковых газов.
“Эта проблема легко решается переводом уплаты налога на выбросы парниковых газов на ежегодную основу, но наше правительство и Верховная Рада не очень торопятся с этим вопросом, – сказал он, добавив, что Министерство защиты окружающей среды и природных ресурсов планирует запустить в полноценном режиме национальную систему торговли квотами на выбросы парниковых газов (СТВ) в 2026 году. – В будущем планируется объединить украинскую и европейскую системы торговли выбросами, но на сегодняшний день эта цель слишком амбициозна”.
Антипов подчеркнул, что создание СТВ – важный шаг в направлении евроинтеграции, позволяющий смягчить последствия CBAM для украинских предприятий. Цена на углерод будет зависеть от политики правительства и уровня промышленного производства в стране.
Он добавил, что климатическая политика Украины зависит от переговорного процесса по вступлению Украины в ЕС. Однако ее реформа должна быть четко синхронизирована с доступностью финансирования для внедрения на конкретных предприятиях.
"Без понятных источников финансирования, которые, к сожалению, еще четко не определены, все наши реформы и стратегии останутся на бумаге, как происходило последние 30 лет", – подчеркнул Антипов.
Напомним, аналитик из GMK Center Андрей Глущенко предупредил, что форсирование запуска системы торговли квотами на выбросы, пилотный запуск которой анонсирован на 2025 год, увеличивает риски будущих "перекосов" в работе СТВ.
Ранее ЭкоПолитика пообщалась с координатором Комитета промышленной экологии и устойчивого развития Европейской бизнес ассоциации Ольгой Бойко о том, готова ли Украина к запуску СТВ как законодательно, так и реально.