Бизнес призвал доработать законопроект "Об отходах" shutterstock

Бизнес призвал доработать законопроект "Об отходах"

Елена Яценьо

Законопроект № 2207-1-д является едва ли не самой ожидаемой экологической инициативой для украинцев

Европейская бизнес-ассоциация (EBA) отметила важность учета в законопроекте № 2207-1-д "Об управлении отходами" ряда предложений ассоциации, касающихся регулирования промышленных отходов.

Свои замечания и предложения EBА озвучила накануне рассмотрения законопроекта экокомитетом ВРУ.

Отмечается, что ассоциация концептуально поддерживает необходимость принятия документа в качестве рамки для запуска реформы управления отходами, ведь бизнес уже давно работает над разработкой и принятием рамочного проекта об управлении отходами.

"Именно это является предпосылкой создания и претворения в жизнь секторальных проектов законов об обращении с отходами, например отходами упаковки, что, в свою очередь, чрезвычайно важно для бизнеса", – отметила руководитель направления регуляторной бытовой электротехники ассоциации Виктория Куликова.

Предложения EBA касаются следующего:

Во-первых, отходы добывающей промышленности по умолчанию предлагают регулировать рамочным законопроектом. Хотя Директива 2008/98/EC об управлении отходами, которую и имплементирует законопроект № 2207-1-д, не распространяется на отходы добывающей промышленности и отсылает к отдельной Директивы 2006/21/EC об управлении отходами добывающей промышленности.

Во-вторых, специфика хранения промышленных отходов также не учтена в законопроекте, устанавливающем общие сроки как для бытовых, так и для других типов отходов. В то же время отрасль повторного использования именно промышленных отходов как сырья в Украине находится в зачаточном состоянии, что не способствует быстрому решению вопроса их дальнейшей утилизации. Кроме того, Директивой 1999/31/ЕС о захоронении отходов предусмотрена возможность освобождения полигонов инертных (безопасных) отходов от обязанности обеспечивать послеэксплуатационный уход в течение 30 лет.

В-третьих, не нашли своего изображения в тексте законопроекта и стимулы для развития циркулярной экономики, в частности использования вторичного сырья – металлургических шлаков, золошлаковой продукции и т.п. в строительстве, цементной отрасли. В ЕС их уровень использования достигает 90% и 45%, в Украине же – 45% и 8% соответственно. Это могут быть, например, налоговые стимулы для предприятий, использующих вторсырье и отходы в своей планируемой деятельности. Преимущества для окружающей среды от использования промышленных отходов более чем очевидны. Например, из-за уменьшения выбросов СО2 путем избежания добычи, расхода топлива, подготовки и сушки природных материалов. Да и вообще, использование вторсырья значительно дешевле и позволяет направлять больше на экологические мероприятия и экомодернизацию предприятий.

В-четвертых, побочные продукты производства черных металлов (шлаки, шламы, окалина, скрап и т.п.) при условии их соответствия установленным требованиям к продукции также не исключены из сферы регулирования законопроекта № 2207-1-д, хотя законодательство промышленно развитых стран ЕС, США, Канады, Японии шлаковую продукцию черной металлургии вообще не относит к отходам, а наоборот, относит шлаки к категории промышленной продукции вместе с природными материалами. В то же время в законопроекте не учтены потребности признания их именно продукцией, а не отходами.

В-пятых, учитывая военное положение, в котором находится наша страна, критическое состояние предприятий, а также существенные регуляторные изменения, вносимые законопроектом № 2207-1-д, целесообразно увеличить срок введения в действие этого закона. Это позволит промышленным предприятиям восстановить свое технологическое и финансовое состояние, а органам власти – своевременно и качественно подготовить соответствующие подзаконные акты и осуществить институциональные изменения.

Координатор комитета промышленной экологии и устойчивого развития Ольга Бойко отметила, что законопроект № 2207-1-д является едва ли не самой ожидаемой экологической инициативой для украинцев, ведь именно он должен заложить основы для комплексной реформы управления отходами – и бытовых, и промышленных – с учетом европейских принципов.

"В общем, бизнес не против, чтобы один документ регулировал различные виды отходов. В то же время после многочисленных доработок документа мы видим, что в один законопроект закладываются положения разных Директив ЕС, да еще и с достаточно выборочным подходом к имплементации, что может вызвать трудности в управлении промышленными отходами. Это следует исправлять – и бизнес предоставил свои предложения", – сказала Бойко.

Более того, добавила она, следует помнить, что в Украине бытовые отходы, на которые в большей степени направлен законопроект, составляют не более 4% от общего объема. Остальные 96% – промышленные отходы разного типа, которые благодаря стимулирующим механизмам могут стать существенным преимуществом Украины на пути к декарбонизации экономики и послевоенного восстановления.

"Чрезмерная зарегулированность, фискальные методы и нехватка экономических стимулов для развития сферы переработки промышленных отходов – вдобавок к разрушенной логистике, потере рынков, заблокированным портам, дефициту ресурсов и оккупированных или разрушенных мощностей – могут оказать значительное негативное влияние на экологическое будущее страны", – подытожила экспертка.

Раньше ЭкоПолитика сообщала, что Сеть Глобального договора в Украине призвала Верховную Раду выполнить два евроинтеграционных обязательства: полностью запретить использование асбеста и принять законопроект № 2207-1Д "Об управлении отходами".

Читайте также
Минприроды проведет экологическую оценку нацплана управления отходами до 2033 года
Минприроды проведет экологическую оценку нацплана управления отходами до 2033 года

Нацплан предполагает уменьшение объемов захоронения бытовых отходов до 30%

Экологи рассказали о тонкостях паспортизации отходов в рамках мусорной реформы
Экологи рассказали о тонкостях паспортизации отходов в рамках мусорной реформы

Разработан проект постановления Кабмина "О создании и администрировании информационной системы управления отходами"

"Вторая жизнь" для мусора: в Украине официально определили критерии отнесения к отходам
"Вторая жизнь" для мусора: в Украине официально определили критерии отнесения к отходам

Речь идет о веществах и предметах, которые образуются в процессе производства определенной продукции и которые принято считать отходами