Европейская бизнес-ассоциация (EBA) отметила важность учета в законопроекте № 2207-1-д "Об управлении отходами" ряда предложений ассоциации, касающихся регулирования промышленных отходов.
Свои замечания и предложения EBА озвучила накануне рассмотрения законопроекта экокомитетом ВРУ.
Отмечается, что ассоциация концептуально поддерживает необходимость принятия документа в качестве рамки для запуска реформы управления отходами, ведь бизнес уже давно работает над разработкой и принятием рамочного проекта об управлении отходами.
"Именно это является предпосылкой создания и претворения в жизнь секторальных проектов законов об обращении с отходами, например отходами упаковки, что, в свою очередь, чрезвычайно важно для бизнеса", – отметила руководитель направления регуляторной бытовой электротехники ассоциации Виктория Куликова.
Предложения EBA касаются следующего:
Во-первых, отходы добывающей промышленности по умолчанию предлагают регулировать рамочным законопроектом. Хотя Директива 2008/98/EC об управлении отходами, которую и имплементирует законопроект № 2207-1-д, не распространяется на отходы добывающей промышленности и отсылает к отдельной Директивы 2006/21/EC об управлении отходами добывающей промышленности.
Во-вторых, специфика хранения промышленных отходов также не учтена в законопроекте, устанавливающем общие сроки как для бытовых, так и для других типов отходов. В то же время отрасль повторного использования именно промышленных отходов как сырья в Украине находится в зачаточном состоянии, что не способствует быстрому решению вопроса их дальнейшей утилизации. Кроме того, Директивой 1999/31/ЕС о захоронении отходов предусмотрена возможность освобождения полигонов инертных (безопасных) отходов от обязанности обеспечивать послеэксплуатационный уход в течение 30 лет.
В-третьих, не нашли своего изображения в тексте законопроекта и стимулы для развития циркулярной экономики, в частности использования вторичного сырья – металлургических шлаков, золошлаковой продукции и т.п. в строительстве, цементной отрасли. В ЕС их уровень использования достигает 90% и 45%, в Украине же – 45% и 8% соответственно. Это могут быть, например, налоговые стимулы для предприятий, использующих вторсырье и отходы в своей планируемой деятельности. Преимущества для окружающей среды от использования промышленных отходов более чем очевидны. Например, из-за уменьшения выбросов СО2 путем избежания добычи, расхода топлива, подготовки и сушки природных материалов. Да и вообще, использование вторсырья значительно дешевле и позволяет направлять больше на экологические мероприятия и экомодернизацию предприятий.
В-четвертых, побочные продукты производства черных металлов (шлаки, шламы, окалина, скрап и т.п.) при условии их соответствия установленным требованиям к продукции также не исключены из сферы регулирования законопроекта № 2207-1-д, хотя законодательство промышленно развитых стран ЕС, США, Канады, Японии шлаковую продукцию черной металлургии вообще не относит к отходам, а наоборот, относит шлаки к категории промышленной продукции вместе с природными материалами. В то же время в законопроекте не учтены потребности признания их именно продукцией, а не отходами.
В-пятых, учитывая военное положение, в котором находится наша страна, критическое состояние предприятий, а также существенные регуляторные изменения, вносимые законопроектом № 2207-1-д, целесообразно увеличить срок введения в действие этого закона. Это позволит промышленным предприятиям восстановить свое технологическое и финансовое состояние, а органам власти – своевременно и качественно подготовить соответствующие подзаконные акты и осуществить институциональные изменения.
Координатор комитета промышленной экологии и устойчивого развития Ольга Бойко отметила, что законопроект № 2207-1-д является едва ли не самой ожидаемой экологической инициативой для украинцев, ведь именно он должен заложить основы для комплексной реформы управления отходами – и бытовых, и промышленных – с учетом европейских принципов.
"В общем, бизнес не против, чтобы один документ регулировал различные виды отходов. В то же время после многочисленных доработок документа мы видим, что в один законопроект закладываются положения разных Директив ЕС, да еще и с достаточно выборочным подходом к имплементации, что может вызвать трудности в управлении промышленными отходами. Это следует исправлять – и бизнес предоставил свои предложения", – сказала Бойко.
Более того, добавила она, следует помнить, что в Украине бытовые отходы, на которые в большей степени направлен законопроект, составляют не более 4% от общего объема. Остальные 96% – промышленные отходы разного типа, которые благодаря стимулирующим механизмам могут стать существенным преимуществом Украины на пути к декарбонизации экономики и послевоенного восстановления.
"Чрезмерная зарегулированность, фискальные методы и нехватка экономических стимулов для развития сферы переработки промышленных отходов – вдобавок к разрушенной логистике, потере рынков, заблокированным портам, дефициту ресурсов и оккупированных или разрушенных мощностей – могут оказать значительное негативное влияние на экологическое будущее страны", – подытожила экспертка.
Раньше ЭкоПолитика сообщала, что Сеть Глобального договора в Украине призвала Верховную Раду выполнить два евроинтеграционных обязательства: полностью запретить использование асбеста и принять законопроект № 2207-1Д "Об управлении отходами".