Бизнес призвал доработать законопроект "О промышленном загрязнении" shutterstock

Бизнес призвал доработать законопроект "О промышленном загрязнении"

Екатерина Белоусова

Предложены требования к мониторингу выбросов, загрязнению земель и подземных вод несколько закона "Об охране атмосферного воздуха"

Европейская бизнес ассоциация (ЕБА) призвала доработать консолидированный законопроект по контролю промышленного загрязнения до его вынесения на голосование в Верховной Раде.

Документ учитывает предварительные предложения и замечания, содержит ряд положительных положений, а также двузначные моменты, сообщает ЕБА.

В среду, 28 декабря, комитет по экологической политике и природопользованию впервые будет рассматривать законопроект №6004-д в сфере контроля промышленного загрязнения, который является консолидированной версией 3 "довоенных" законопроектов №№ 6004, 6004-1 и 6004-2.

В материале объяснили, что все эти документы направлены на имплементацию положений Директивы 2010/75/ЕС о промышленных выбросах.

Авторы подчеркнули, что законопроект №6004-д предусматривает переходный период для энергетического сектора в соответствии с Национальным планом сокращения выбросов от крупных сжигательных установок (НПСВ), а также внедрение выводов Наилучших доступных технологий и методов управления (НИТМ) не ранее чем через 4 года после окончания военного положения и т.д.

Положительным моментом является наличие предложения по механизму финансирования и государственной поддержки предприятий, внедряющих НДТМ. Впрочем, целесообразно было бы предусмотреть отдельный порядок предоставления такой помощи на уровне Кабмина”, – добавили они.

Реформа позволит предприятиям получать единое интегрированное разрешение, которое заменит три:

  • на выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух;
  • на спецводопользование, а также сброс в систему централизованного водоотведения;
  • управление отходами.

"Кроме того, на замену действующим экологическим нормативам придут выводы наилучших доступных технологий и методов управления (НДТМ) вместе с новыми рекомендованными технологиями и определенными на их основе допустимыми объемами промышленного загрязнения", – подчеркнули авторы.

По мнению специалистов ЕБА, доработки требуют следующие положения:

  • Выдача интегрированного разрешения при отсутствии НДТМ

Такое разрешение предлагается выдавать в соответствии с НДТМ, которые Министерство защиты окружающей среды и природных ресурсов определяет на основе критериев, аналогичных определению НДТМ, и экологических нормативов.

"Минприроды фактически получает право пользоваться требованиями выводов НДТМ до момента их утверждения", – подчеркнули в материале.

Авторы добавили, что оператор, осуществляющий строительство установки, НДТМ в отношении которой не утвержден на момент подачи им заявления о получении интегрированного разрешения, не будет понимать, соответствует ли оборудование требованиям НДТМ, определенным Минприроды.

  • Обновление условий интегрированного разрешения

“Предполагается, что инициатором обновления условий интегрированного разрешения может быть Минприроды, а оператор обязан принять эту инициативу, в противном случае его разрешение может быть аннулировано Минприроды во внесудебном порядке. При этом непонятно, какими должны быть сроки осуществления этих изменений”, – отметили авторы.

Они подчеркнули, что это вызывает опасения у бизнеса, ведь могут быть установлены сроки, в которые невозможно (по техническим, физическим или другим причинам) выполнить требования по внесению изменений в интегрированное разрешение. Кроме этого, такой подход не отвечает Директиве 2010/75/ЕС, по которой оператору установки необходимо предоставить всю информацию, необходимую для целей просмотра условий разрешения.

  • Интегрированное разрешение для установок с ограниченным сроком эксплуатации

"Для установок, которые экономически нецелесообразно или невозможно модернизировать и имеющих ограниченный срок эксплуатации – до 10 лет, интегрированное разрешение будет базироваться на текущих нормативах выбросов, а не на НДТМ", – говорится в материале.

При этом условия разрешения для предприятий энергетического сектора определяются в соответствии с НПСВ, а для других отраслей устанавливается срок не более 10 лет с момента введения в действие Закона, то есть примерно 2034 год. Однако для значительного количества предприятий такой срок критически мал и требует существенного увеличения, например до 20 лет.

Авторы также предлагают устанавливать термины отдельно для каждого оператора (без установления возможного срока) исходя из индивидуальных особенностей и с учетом:

  • влияния войны;
  • тяжелого финансового положения украинской промышленности;
  • отсутствия возможности привлечения финансирования;
  • сроков модернизации, согласно инвестиционному плану предприятия;
  • необходимости строительства совершенно новых установок, а не обновления существующих.

Авторы отметили риск, что экологические нормативы, которые будут действовать на момент введения в действие законопроекта, будут не текущими, а перспективными, то есть такими, на которые предприятие должно выйти через определенное количество лет.

"Логично, чтобы текущие технологические нормативы были продлены до момента вступления в действие НДТМ", – подчеркнули они.

  • Сроки

"Выводы НДТМ вступают в силу не раньше 2028 года, а максимальный срок отступления составляет 7 лет с момента введения в действие НДТМ, то есть не раньше 2035 года", – пояснили в ЕБА.

В материале подчеркнули, что не логично получать интегрированное разрешение в особом порядке для установок, имеющих ограниченный срок эксплуатации, поскольку такой срок меньше, чем срок ввода НДТМ вместе с отступлением.

  • Требования к мониторингу

Отмечается, что предложенные требования к мониторингу выбросов, загрязнению земель и подземных вод несколько противоречат закону "Об охране атмосферного воздуха".

Авторы предлагают включить мониторинг в области охраны атмосферного воздуха в состав государственной системы мониторинга окружающей среды, а ее регулирование определить отдельным порядком.

Напомним, команда Министерства защиты окружающей среды и природных ресурсов совместно с украинскими и международными экспертами готовит альтернативный законопроект по предотвращению промышленного загрязнения.

Как сообщала ЭкоПолитика ранее, в Украине по многочисленным инициативам власти по дерегуляции ведения бизнеса в сфере защиты окружающей среды, принятых во время военного положения, фактически работают только две.

Читайте также
Как предприятию получить интегрированное разрешение: в Минприроды рассказали
Как предприятию получить интегрированное разрешение: в Минприроды рассказали

Его внедрение предусмотрено евроинтеграционными обязательствами Украины

Закон о промзагрязнении усилил давление на производство во время войны, -  Fastmarkets
Закон о промзагрязнении усилил давление на производство во время войны, -  Fastmarkets

Это касается как временной, так и экономической компоненты экомодернизации

Президент подписал закон №11355 о промышленном загрязнении
Президент подписал закон №11355 о промышленном загрязнении

Стейкхолдеры поинтересовались, означает ли это, что после этого предприятия перестроятся сами, как по волшебству

Эксперты указали власти на новые "подводные камни" при внедрении НДТМ
Эксперты указали власти на новые "подводные камни" при внедрении НДТМ

Они могут поставить крест на реализации евроинтеграционного закона №11355