Авторы законопроекта № 3091 "Об экоконтроле" ответили на обвинения НАПК РБК

Авторы законопроекта № 3091 "Об экоконтроле" ответили на обвинения НАПК

Олекса Франко

Отмечается, что к первому чтению изменений в документ вносить уже не будут

Авторы законопроекта № 3091 "О государственном экологическом контроле" ответили на обвинения Национального агентства по вопросам предотвращения коррупции (НАПК) о том, что в документе установлено четыре уровня риска для предприятий и недостаточной регламентации рейдовых проверок.

Они выступили на совместном заседании Комитетов Верховной Рады по вопросам антикоррупционной политики и природоохранной деятельности. ЭкоПолитика следила за онлайн-трансляцией заседания.

Напомним, что авторы документа — нардеп от "Слуги народа" Александр Мариковский и заместитель министра защиты окружающей среды и природных ресурсов Украины Роман Шахматенко.

Цель — реформа государственного экологического контроля. Он должен устранять ряд препятствий на пути проверок; усиливать ответственность за нарушение природоохранного законодательства; устанавливать существенный штраф за недопуск инспектора; убирать дублирование полномочий между различными государственными учреждениями.

Александр Мариковский отметил, что при разработке и адаптации законопроекта решили, что нужно ликвидировать Государственную экологическую инспекцию.

"Все знают, что у нас ГЭИ из года в год ассоциируется с коррупцией. У нас уже укоренившаяся эта система, которая нуждается в изменениях. Когда мы начали разработку законопроекта и пытались адаптировать его, то поняли, что нужно ликвидировать ГЭИ и создавать новый орган. Создавать конкурсы и закладывать новые высокие заработные платы", — подчеркнул нардеп.

Он добавил, что роль Госэкоинспекции является выдающейся, "поскольку мы понимаем, какие окрестные преступления происходят".

Среди основных положений редакции проекта к повторному первому чтению также следующие:

  • Закон не будет регулировать соблюдение требований лицензионных условий. Этот пункт изъяли из первой версии законопроекта.
  • Продолжительность проверок будет: не более пяти дней для субъектов средней и незначительной степени риска, а на предприятиях со значительной степенью риска — не более 15 дней.
  • Предприятия ежегодно будут обязаны подавать письменный отчет о рабочем времени осуществления деятельности трудового коллектива. Дедлайн — не позднее 15 января.
  • О любых существенных изменениях в работе предприятия нужно сообщать в органы контроля не позднее чем через 12:00 после вступления таких изменений в силу.
  • Все зарплаты представителей органов государственного экологического контроля рассчитываются на основе прожиточного минимума. Формулу определено в законопроекте.

Соавтор законопроекта Роман Шахматенко отметил, что работа над ним продолжается не один год. Среди замечаний НАПК он выделил два основных. Первое касается распределения в самом законе на четыре уровня риска.

"Мы разделяем на четыре уровня риска по двум причинам: первая — регулирование общим законом об основах государственного надзора и контроля приводит к тому, что у нас половина субъектов хозяйствования фактически отнесена к высокому уровню, учитывая проводимые довольно регулярные проверки", — пояснил Шахматенко.

Вторым основанием того, почему выводится высокий уровень, — это обязательства по соглашению об ассоциации, а именно приложения 30 по имплементации Директивы 2010/75, согласно которой проверка субъектов хозяйствования, которые относятся к этой директивы, осуществляется не реже одного раза на год.

"Если будем говорить о продолжительности проверки, то основной закон об основах государственного надзора и контроля предусматривает продолжительность не более 10 дней. К сожалению, фактически вести проверку на предприятии, на котором более сотни источников выбросов, физически невозможно за эти 10 дней. Учитывая это было принято решение разбить на четыре уровня риска", — добавил политик.

Второе замечание НАПК — недостаточная регламентация рейдовых проверок. В этом отношении фактически мероприятия по выявлению и привлечению виновных лиц к ответственности осуществляются по Кодексу Украины об административных правонарушениях.

Авторы законопроекта отмечают, что к первому чтению изменений в документ вносить уже не будут. В то же время они готовы предоставить аргументацию относительно регламентации ко второму чтению, добавив еще описание проверок. К тому же по результатам принятия закона № 3091 будет принято дополнительное постановление с описанием таких проверок.

Как сообщала ЭкоПолитика, вокруг скандального законопроекта № 3091 идет много дискуссий. Ряд депутатов и экспертов из профильных организаций выразили критические замечания, несмотря на это, они остались неуслышанными.

Читайте также
ТОП-10 преступлений против окружающей среды в октябре
ТОП-10 преступлений против окружающей среды в октябре

Как те, кто должен защищать окружающую среду, на ней наживаются

На Луганщине экс-депутата ОГА и его сообщника поймали на коррупции в сфере защиты окружающей среды
На Луганщине экс-депутата ОГА и его сообщника поймали на коррупции в сфере защиты окружающей среды

Подозреваемые завладели почти двумя третями средств, выделенными из областного бюджета на мероприятия в сфере охраны окружающей среды

Глава Киевского рыбпатруля рассказал о предложении взятки от осетровой компании. Видео
Глава Киевского рыбпатруля рассказал о предложении взятки от осетровой компании. Видео

По словам Мухина, в коррупционную схему вовлечены должностные лица Госрыбагентства и других органов исполнительной власти

Махинации при оценке земли: двух экс-руководителей госучреждений поймали на растрате 42 млн грн
Махинации при оценке земли: двух экс-руководителей госучреждений поймали на растрате 42 млн грн

Следователи Национальной полиции получили доказательства причастности чиновников к махинациям