ArcelorMittal получил рекордный штраф за загрязнение и идет в суд: подробный разбор ситуации

ArcelorMittal получил рекордный штраф за загрязнение и идет в суд: подробный разбор ситуации

Елена Бережнюк

Один из крупнейших украинских загрязнителей окружающей среды снова в центре скандала

В сентябре Государственная экологическая инспекция насчитала ArcelorMittal Кривой Рог рекордный для Украины штраф в 450 млн грн за нарушение экологических норм. По данным инспекции, в такую ​​сумму оценили ущерб от незаконного размещения шлама (отходы, мелкие частицы горной породы в жидкости) агломерационных цехов на одном из земельных участков, не предназначенных для таких отходов. Но предприятие претензий не признало.

ЭкоПолитика разобралась в ситуации и предлагает своим читателям узнать все детали дела.

В компании ArcelorMittal штрафом были возмущены. В официальном релизе представители компании разъяснили, что размещение шламов именно таким образом — это стандартная производственная технология. А сама шламовый площадка предприятия — "это советское наследие, которое получил новый владелец в 2005 году при покупке актива". Поэтому в компании утверждают, штрафы — это форма давления на них:

"В угрозе все новыми штрафами и в бесконечных внеплановых проверках со стороны ГЭИ мы видим бесспорное давление на бизнес, — говорит Артем Филипьев, директор по административным вопросам ArcelorMittal Кривой Рог. — Свою правоту мы готовы отстаивать в суде".

В Государственной экологической инспекции, в свою очередь, о судебных исках пока не слышали. Ее председатель (на момент написания текста главой ГЭИ был Андрей Малеваный, но 3 ноября он был уволен решением Кабмина. — Ред.) Андрей Малеваный на вопрос "ЭкоПолитики" разъясняет, что размещение шламов — это действительно типичный процесс для металлургических предприятий, но ЧАО "ArcelorMittal Кривой Рог" размещало их с нарушением ряда требований. В частности:

  • Отсутствует проектно-техническая документация на устройство места просушки шлама агломерационных цехов и материалы оценки воздействия на окружающую среду.
  • Участок, на котором осуществлено размещение шлама агломерационных цехов, не оборудован системой отвода сточных вод, по периметру отсутствует обвалование нет информации по гидроизоляции места складирования шламов. Мониторинг влияния места складирования шламов на подземные водоносные горизонты и почвы не проводится.
  • Места дополнительной просушки шлама, как и его геометрические параметры, вообще не соответствуют техническим условиям и техническим требованиям, регламентирующим обращение с железосодержащим шламом.
  • Отсутствует паспорт места удаления отходов на участок просушки шлама агломерационных цехов, а это значит, что экологический налог не уплачивается.

"Госэкоинспекция действует исключительно в пределах природоохранного законодательства. Если мы выявляем нарушения, предприятие должно за это ответить. Наши инспекторы не руководствуются соображениями политики и давления на крупные предприятия во время проверки, они руководствуются только необходимостью защитить окружающую среду. Субъект хозяйствования может осуществлять любые технологические процессы, но только соблюдая украинские законы. В противном случае — ему грозят санкции (выдвинутые штрафы и убытки), как это произошло с ЧАО "АрселорМиттал Кривой Рог", — отмечает Малеваный.

Железосодержащие шламы содержат в своем составе оксиды железа, тяжелые металлы: цинк, марганец, медь, никель, свинец и т.д. Эти вещества негативно влияют на окружающую среду, в том числе при попадании в подземные водоносные горизонты. Именно поэтому и сумма нанесенного ущерба столь велика. Но шламы — далеко не единственная претензия к компании ArcelorMittal, которая уже давно считается одним из крупнейших загрязнителей окружающей среды в Украине.

В июле 2019 года предприятие даже посетил президент Владимир Зеленский и раскритиковал за невыполнение обязанностей по улучшению экологической ситуации в городе (к слову, родном городе президента). А СБУ тогда возбудила уголовное дело против сотрудников комбината по статье 441 Уголовного кодекса — экоцид. Правда, никаких результатов следствия по этому делу в СБУ пока не представили.

Только за последний год Государственная экологическая инспекция трижды проводила проверки в ArcelorMittal: в марте, апреле и июле.

В марте проверяли процесс строительства хвостохранилища "III карта", где на момент контроля было осуществлено снятие плодородного слоя почвы. Также зафиксирован снос зеленых насаждений — за это предприятию было рассчитано ущерб на сумму 8,8 миллиона гривен. Эти средства в добровольном порядке до сих пор не оплатили.

Апрельская проверка, кроме несанкционированного размещения шламов с рекордным штрафом, обнаружила превышение параметров выбросов и концентраций загрязняющих веществ от основных источников. Убытков рассчитали на 15,3 млн грн и их компания уже оплатила.

В июле проверкой были охвачены сферы охраны атмосферного воздуха и обращения с отходами. Тогда инспекторы провели измерение параметров выбросов. По их результатам зафиксировали превышение разрешенных объемов выбросов загрязняющих веществ. Убытки пока рассчитывают.

Хотя компания ArcelorMittal настаивает на давлении, а данные измерений свидетельствуют явно не в ее пользу. К тому же, результаты деятельности компании испытывают на себе и сами жители Кривого Рога. Штрафы в несколько миллионов для такого промышленного гиганта — мелочь. А вот полмиллиарда, если они все же будут взысканы, могут заставить Arcelor всерьез пересмотреть свое отношение к окружающей среде и здоровью людей.

Читайте также
ЕС ждет от Украины в 2024 году принятия нового законопроекта об экоконтроле
ЕС ждет от Украины в 2024 году принятия нового законопроекта об экоконтроле

Защита окружающей среды – это одна из основных функций государства

Стратегия реформирования экологического контроля: заработает ли в Украине европейская модель государственного надзора
Стратегия реформирования экологического контроля: заработает ли в Украине европейская модель государственного надзора

Минокружение объявило приоритетом на 2024 год реформу государственного экологического контроля

В ГЭИ начали обсуждение проекта Стратегии реформирования экоконтроля
В ГЭИ начали обсуждение проекта Стратегии реформирования экоконтроля

Законопроект №3091 "О государственном экологическом контроле" ожидает второго чтения с 2021 года