Александр Домбровский: На внешних рынках любят слабых, их проще бить. И не любят сильных, потому что здесь надо бороться

Александр Домбровский: На внешних рынках любят слабых, их проще бить. И не любят сильных, потому что здесь надо бороться

Аркадий Поляк

Более 70% выбросов CO2 в мире - это проблема "грязной" энергетики - использование угля, нефти и частично природного газа

Сегодня в гостях у ЭкоПолитики президент "МХП Эко Энерджи" Александр Домбровский. Мы поговорим о перспективе производства биогаза в Украине, чем биометан лучше, чем "зеленый" водород, а также узнаем о энергетических планах международного концерна.

  • Александр, скажите, почему в Украине на законодательном уровне до сих пор не определено такое понятие как биометан?

Дело в том, что мир меняется очень быстро, но Верховная Рада как ключевой институциональный орган работает в малоэффективном режиме. Парламентарии должны принимать законы гораздо быстрее и работать более динамично и точно. Вот это и является ключевой проблемой - почему мы постоянно отстаем. В динамичном обществе мы должны чувствовать процесс дискретности - как быстро реагировать. Вот параметры меняются, а мы на это никак не реагируем, а просто говорим, а сама реакция будет через год или два, когда мы уже отстали от процесса. Итак, причина одна - низкоэффективная работа государственной системы управления. Закон о биометане - это один из примеров того, что необходимые законы не принимаются быстро.

  • Скажите, а когда биометан стал ведущей темой?

Ну, это тема новая для Украины. Сначала был биогаз, мы научились его производить, запустили технологии, начали промышленное производство, но теперь понимаем, что из биогаза можно делать биометан, который по характеристикам такой же, как природный газ. Очень важно отметить - это возобновляемый газ. Потому что в случае природного газа, мы "забрали" с недр природный газ, а затем ждать сто - двести миллионов лет, пока этот газ возобновится. А вот биометан производится из биомассы, которая постоянно восстанавливается. Здесь прослеживается циркулярная модель - посадили - вырастили - забрали энергетический ресурс -переработали - и снова посадили. Биоэнергетическая Ассоциация Украины (БАУ) и платформа 100 Re участвовали в разработке законопроекта о биометане. Он полностью подготовлен, и он в парламенте. Надеюсь, документ вынесут на первое чтение.

  • А Кабмин принимал участие?

Увы, но нет. Мы разрабатывали этот законопроект вместе с руководителем БАУ Георгием Гелетухой, а также с народными депутатами (более 20 народных депутатов его уже подписали). Сейчас он зарегистрирован и находятся на рассмотрении комитета топлива и энергетики. Очень надеюсь, что его таки примут в ближайшие недели.

  • А почему он так важен для нашей экономики? Какие там основные положения?

В нем есть две ключевые нормы. Первая - мы предоставляем законодательное право на существование и определяем биометан. Также у нас есть определение биогаза и природного газа. Пока он не признан, с этим ресурсом невозможно работать. И вторая норма - создание всеукраинского реестра производства биометана.

Поверьте, это практически абсолютный аналог природного газа. После очистки мы можем закачивать биометан в газовую трубу и вносить его в украинский, или европейский реестр. Если мы закачали "зеленый" газ, уже сегодня многие компании в Европе готовы покупать украинский биометан по достаточно высокой цене для того, чтобы сокращать выбросы CO2 и получать экологическую выгоду. Это уже становится мощным экспортным ресурсом и не влияет на повышение цен на энергетические ресурсы на внутреннем рынке Украины.

  • А как мы можем заместить 8 млрд кубов газа? Это же очень много...

Это абсолютно корректная цифра! Общий потенциал замещения импортного природного газа - мы оцениваем - минимум 8 млрд кубов. Но если говорить о биометане, "зеленом" водороде, синтезе определенных технологий - то эта цифра увеличится. Какая логика? В 2019 году мы импортировали энергетических ресурсов (уголь, нефть, дизтопливо, бензин, ядерное топливо) на 15 млрд долларов. Эти деньги взяты из украинской экономики и инвестированы фактически в экономики других стран. Вот, представьте, что мы стали энергетически независимыми и нам не нужно платить эти миллиарды.

Значительную часть дизтоплива можно заместить биодизелем, бензин - биоэтанолом, остальное топливо - солнечной, ветровой, биоэнергетикой и зеленым водородом. Плюс гидро и атомная энергетика, чистые к выбросам CO2. И 15 млрд долларов мы оставим в Украине, а это инвестиции в машиностроение, производство современного оборудования. Мы получим шанс на реализацию инноваций и новых технологий, введем новые рабочие места и сможем выпускать продукцию высокоинтеллектуальной добавленной стоимости. Это - колоссальный мультипликатор развития экономики страны - когда мы замещаем то, что покупаем извне.

  • Хорошо, согласен с вами, скажите, а что компания МХП уже сделала для улучшения энергоэффективности?

МХП сегодня - это очень мобильная и инновационная компания. Мы понимаем, что и на внутреннем и на внешнем рынке есть серьезные вызовы, очень сильная конкуренция. На внешних рынках любят слабых, их проще бить. И не любят сильных, потому что здесь надо бороться. Мы делаем все, чтобы МХП был сильной публичной компанией.

Сегодня это - международная глобальная компания, имеющая свои представительства в странах ЕС и на Ближнем Востоке. Мы четко понимаем и осознаем, что чем больше мы потребляем энергетических ресурсов, тем менее конкурентна наша продукция. Поэтому коэффициент энергоэффективности МХП дающий фору очень многим европейским компаниям. Мы модернизируем, привлекаем новые инновационные энергоэффективные технологии, чтобы быть самыми конкурентными на рынке.

  • Но за последние годы появилась проблема - глобальное потепление и необходимость сокращения выбросов СО2. Как вы реагируете на эти вызовы?

Более 70% выбросов CO2 в мире - это проблема "грязной" энергетики - использование угля, нефти и частично природного газа. Чтобы уменьшить выбросы CO2 мы просто должны уменьшить энергоемкость украинской продукции. По рейтингу Международного энергетического агентства, энергоемкость украинской экономики является одной из крупнейших в мире. Как результат - мы априори не конкурентны. Мы не можем конкурировать с экономиками, которые в пять или шесть раз потребляют меньше ресурсов.

У нас разработаны и поставлены к выполнению такие задачи - обеспечить собственный энергетический ресурс, разработать максимально высокие инновационные технологии по энергоэффективности и максимально сократить выбросы CO2. Вот одно из направлений мы начали с биогаза. Наши отходы перерабатываются в биогаз, дальше мы трансформируем его в необходимый энергетический ресурс (электрическая энергия, тепло, пар), кроме того, еще высококачественные органические удобрения с высоким уровнем гумуса, которые вернем в землю. Такая циркулярная модель работает уже много лет. И она показывает свою эффективность.

  • А какие у вас флагманские проекты?

Если говорить о биогазе, то таких два. Речь идет о заводе "Орель" в Днепропетровской области и предприятии в Ладыжине, Винницкой области. Последний - более новый - работает только два года, а вот "Орель" - уже более семи лет. Кстати, мы разработали вторую очередь биогазового комплекса в Ладыжине.

  • На сколько МВт?

Еще в 12 МВт, то есть первая очередь - 12 МВт, вторая - тоже 12 МВт. Если бы не кризис на рынке платежей по "зеленке" и гибридная война против чистой энергии в стране, мы бы построили еще один биогазовый комплекс. Но пока все проектные работы приостановлены.

Среди наших новостей - мы начинаем покупать "зеленую" энергию по рыночным ценам для собственных нужд, разработали проекты апгрейда своей энергоструктуры, там где есть индустриальные кластеры, и хотим построить систему накопления энергии (СНЭ) на распределительной сети - повысить надежность и сократить потери...

Читайте вторую часть интервью с Александром Домбровским на сайте ЭкоПолитика уже в скором времени.

Читайте также
Украинская электроэнергия и биометан получат маркировку о происхождении
Украинская электроэнергия и биометан получат маркировку о происхождении

Потребители электроэнергии будут знать, какую электроэнергию получают: из возобновляемых источников или из вредящих окружающей среде

Верховная Рада одобрила законопроект №9456 по экспорту биометана
Верховная Рада одобрила законопроект №9456 по экспорту биометана

Потенциал производства биометана в Украине достигает 21,8 млрд м3 в год

Верховная Рада сделала первый шаг к разблокированию экспорта биометана
Верховная Рада сделала первый шаг к разблокированию экспорта биометана

Украина сможет экспортировать биогаз имеющий доказательство устойчивости

Зеленского призвали помочь законодательно урегулировать экспорт биометана
Зеленского призвали помочь законодательно урегулировать экспорт биометана

Украина может производить до 1 млрд м3 биометана в год до 2030 года