В конце октября истекли первые 100 дней с того момента, как новый Кабинет Министров Украины во главе с Премьер-министром Юлией Свириденко решил провести эксперимент на государственном управлении – объединить экономику, экологию и агросектор под одной крышей в рамках Министерства экономики, окружающей среды и сельского хозяйства Украины.
Когда летом этого года ходили слухи о намерениях нового правительства объединить три министерства в одно, специалисты и активисты природоохранной сферы почти хором просили чиновников: "Не надо! Мы это уже проходили". Но, как показывает практика, в украинской политике история – не учитель, а бесконечная серия ремейков. И решение о реорганизации все же было принято.
ЭкоПолитика решила выяснить, насколько успешно Министерство справляется с вопросами, связанными с охраной окружающей среды, и удается ли его чиновникам решать конфликт интересов, который априори существует между тремя основными сферами его работы: экономикой, экологией и сельским хозяйством.
Как говорил классик: "Це ж було вже!"
Напомним, что в 2019 году Министерство экологии и природных ресурсов уже оптимизировали – его присоединили к Министерству энергетики. Тогда чиновники тоже говорили о синергии и упрощении процедур. Через год этот неудачный эксперимент откатили назад, но его результат – потерянное время и потерянные кадры – остался.
Об этом напоминали чиновникам экологи и экоактивисты, когда просили воздержаться от повторения этого неудачного шага. В своем совместном заявлении от 15 июля более 20 общественных организаций подчеркивали, что ликвидация Минприроды станет институциональной катастрофой для окружающей среды, национальной безопасности и стратегического курса государства на европейскую интеграцию.
Но несмотря на все напоминания, правительство поступило так же, только с еще большим конфликтом интересов между объединенными направлениями.
В экосообществе не сомневались: в новой структуре экономический блок "съест" экологический. И не подавится. Вопросы экологии рисковали исчезнуть с повестки дня – или, по крайней мере, утонуть в отчетах о "росте ВВП" и "улучшении инвестиционного климата".
Оправдались ли эти опасения? Мы попытались разобраться.
Как свою деятельность в сфере охраны окружающей среды оценили сами чиновники
Минэкономики на официальном сайте, а позже и его глава – Министр экономики, окружающей среды и сельского хозяйства Алексей Соболев – на своей странице в Facebook опубликовали материалы с анализом достижений нового правительства за первые 100 дней работы. Прежде всего, они похвастались, что "перестроена управленческая архитектура, оптимизирован штат объединенного министерства".
"Мы оптимизировали штат – без потери функций. Работаем с меньшим бюджетом, чем три предыдущих ведомства вместе, но запускаем больше и быстрее", – утверждает министр.

Эту цитату хочется напечатать на баннере и повесить над входом в любое украинское ведомство. Потому что оптимизация – любимый эвфемизм чиновников, который означает сокращение людей и расходов.
И когда чиновники говорят, что "ничего не потеряли", на самом деле они имеют в виду: "никто еще не успел заметить, что мы потеряли".
По словам Алексея Соболева, после объединения министерств "решения принимаются быстрее, ресурсы используются более эффективно, а эффект от реформ ощущается в каждом секторе".
Очень хочется верить министру, но в публичном поле мы пока не встречали мнений экспертов и природоохранных общественных организаций, которые подтверждали бы такое видение топ-чиновника.
Наоборот, под постом Алексея Соболева появились комментарии с критикой от экоактивистов:


Скриншоты с facebook.com
В экологической политике министерство обозначило три пункта прогресса:
-
запуск пунктов экологического контроля в 6 областях Украины;
-
начало внедрения интегрированного экологического разрешения (ИЭР);
-
старт процесса корпоратизации ГП "Леса Украины", что должно повысить прозрачность управления, эффективность использования ресурсов и открыть возможность для привлечения инвестиций.
Среди 9 достижений 100-дневной работы, которые сформулировал министр, только одно было посвящено окружающей среде.
А теперь подробнее обсудим результаты "оптимизации" штата объединенного ведомства и попытаемся разобраться, не означает ли она банальное сокращение.
Кадровый минимализм
Мы начали свой анализ с персоналий: решили посмотреть, сколько чиновников на высшем уровне занимается формированием и реализацией политики в экологической сфере и кто они.
Журналисты ЭкоПолитики отправили запрос в Минэкономики и выяснили, что в ведомстве вопросами экологии и природных ресурсов в настоящее время занимаются 116 должностных лиц.
Для сравнения и понимания ситуации: эта цифра почти аналогична штату крупного супермаркета типа "Сильпо". Хватит ли этого для страны, которой необходимо активно внедрять европейские стандарты в сфере охраны окружающей среды, не забывая при этом о текущей работе, – вопрос риторический. Из этих 116 чиновников – 5 заместителей министра:
-
Игорь Зубович;
-
Павел Карташов;
-
Виталий Киндратив;
-
Ирина Овчаренко;
-
Егор Перелыгин.
Заместители
Из 5 замов министра Соболева, которые сейчас занимаются экологическим направлением, только двое имеют реальный и серьезный опыт в сфере охраны окружающей среды. Остальные – "эпизодически причастны" или просто "из другой оперы":
-
Игорь Зубович с 2018 года работал на различных должностях в Государственной экологической инспекции Украины, а с декабря 2021 года был временно исполняющим обязанности главы этого контролирующего органа.
-
Ирина Овчаренко с декабря 2016 года по октябрь 2019 года возглавляла Государственное агентство водных ресурсов Украины.
-
Виталий Киндратив в 2010–2011 годах был главным специалистом отдела мониторинга озоноразрушающих веществ и парниковых газов Департамента государственного экологического мониторинга и атмосферного воздуха Министерства охраны окружающей природной среды Украины, а в 2014–2015 годах – заместителем директора Департамента разрешительно-лицензионной деятельности и регуляторной политики Департамента экологической безопасности и обращения с отходами Минэкологии.
-
Егор Перелыгин успел поработать 3 месяца заместителем министра защиты окружающей среды и природных ресурсов, не имея до этого никакого опыта в экологической сфере. Он единственный из состава замов предыдущей министра окружающей среды Светланы Гринчук, кто перешел в объединенное ведомство.
-
Что касается Павла Карташова, то в сети есть упоминания, что он "имеет значительный опыт дипломатической работы в сфере международного экономического и экологического сотрудничества в рамках ООН, ОБСЕ, Всемирного банка и прочее", однако детальной информации в публичном пространстве относительно этой работы ЭкоПолитика на данный момент не нашла. В 2018–2024 годах этот заместитель руководил Украинским фондом стартапов.
Другие должностные лица
Если сравнить со штатным расписанием бывшего Минприроды во времена министра Гринчук, видно, что произошло сокращение как количества заместителей, так и должностных лиц более низких рангов. Теперь вместо 6 заместителей по старому расписанию имеем 5.
А вот с другими служащими еще интереснее. Ранее их было 233, сейчас имеем 111. И это при том, что предельная численность работников для обновленного Минэкономики, которую установил Кабмин при объединении, – 1399 должностных лиц – позволяла сохранить в полном объеме коллективы как Минагро, так и Минприроды.
Можно предположить, что такое более чем двукратное сокращение кадров произошло за счет вспомогательных отделов, таких как, например, отдел по публичным коммуникациям, управление планирования, бухгалтерского учета и финансовой отчетности, или вспомогательных секторов вроде сектора режимно-секретной или мобилизационной работы. Но нет.
Вот инфографика, которую ЭкоПолитика подготовила в апреле:

Даже если суммировать численность сотрудников департаментов и управлений, которые занимались непосредственно вопросами охраны окружающей среды, выдачей разрешительных документов или цифровизацией отрасли, получится 139 штатных единиц. Это на 28 единиц больше, чем числится сейчас в Минэкономики. А если учесть, что бывшая глава Минприроды Светлана Гринчук неоднократно на различных публичных мероприятиях подчеркивала критически высокую нагрузку на своих сотрудников, то нынешняя ситуация с дальнейшим сокращением штата выглядит еще более удручающей.
Возникает вопрос: смогут ли 111 чиновников в еще более урезанном составе справляться как с текущей работой министерства, так и эффективно реализовывать уже начатые реформы – в первую очередь "мусорную" и реформу промышленного загрязнения? Есть все основания полагать, что ответ на этот вопрос: "Однозначно, нет".
Однако, кто знает – возможно, министр Соболев владеет секретными техниками кратного повышения продуктивности подчиненных. Увидим позже.
По информации главы Минэкономики, в подчиненном ему министерстве на конец июля работало около 1500 чиновников. То есть доля тех из них, кто занимается вопросами окружающей среды, составляла около 8%. Очень красноречивая цифра, на наш взгляд. Похоже, именно столько места отведено природе в политике министерства.
Что с наработками в законодательстве?
В запросе, поданном в Минэкономики, мы также попросили предоставить откорректированный после объединения с двумя другими министерствами план деятельности министерства на 2025 год.
Оказалось, что по состоянию на конец октября он все еще находился на утверждении у министра. То есть документ, который должен определять приоритеты работы в отрасли, пока что где-то между согласованиями, правками и командировками.
"За первые 100 дней деятельности объединенного Министерства мы внедрили новую логику управления – теперь каждое направление имеет свой pipeline реформ и проектов", – подчеркнул министр.
Иначе говоря, стратегия есть, просто ее никто не видел.
Когда “обновление” – это просто смена вывески
За время своей работы с 21 июля укрупненное Минэкономики обнародовало проекты 11 документов (6 постановлений, 3 приказов и 2 законов), которые касаются охраны окружающей среды. Они находятся сразу в двух разделах на сайте: "Обсуждение проектов документов" и "Сообщения об обнародовании проектов регуляторных актов".
Интересно, что в отличие от Минприроды, на сайте Минэкономики есть возможность высказаться относительно предложенного проекта документа:

Скриншот с me.gov.ua.
Если коротко, то большая часть всех проектов нормативно-правовых актов, обнародованных Минэкономики, являются репликами тех документов, которые Минприроды готовило и публиковало ранее на своем сайте.
Так, два из подготовленных постановлений вносят незначительные изменения в существующие нормативно-правовые акты:
-
продлевают сроки внедрения технических регламентов в отношении химической продукции;
-
снова на год откладывают применение Национального перечня отходов и Порядка классификации отходов для целей налогообложения;
-
заменяют наименование Министерства защиты окружающей среды и природных ресурсов на Министерство экономики, окружающей среды и сельского хозяйства.
Три другие постановления являются новыми. Они утверждают:
-
порядок проведения инвентаризации антропогенных выбросов, а также порядок подготовки и обнародования Национального отчета по инвентаризации таких выбросов;
-
порядок подготовки Национального отчета о прогрессе в сфере энергетики и климата;
-
порядок реализации экспериментального проекта по декларированию права на рыболовство в электронной форме.
А вот еще одно постановление "Некоторые вопросы выявления и учета отходов, собственник которых не установлен", проект которого был обнародован Минэкономики 16 октября, не является новым. Над ним в первой половине этого года активно работало Минприроды.
Также в Минэкономики решили заново переработать проект Закона Украины "О внесении изменений в Кодекс Украины об административных правонарушениях по совершенствованию ответственности за правонарушения в сфере управления отходами", который Минприроды обнародовало в середине апреля.
Что интересно, нынешние чиновники в сфере экологии решили не только далее повысить размеры штрафов в упомянутой области, но и вообще исключить некоторые статьи, например, отменить ответственность за захоронение необработанных бытовых отходов и за сокрытие превышения установленных лимитов на объемы образования и размещения отходов.
Также Минэкономики взялось дорабатывать опубликованный Минприроды в марте проект Закона, который ужесточает уголовную ответственность в сфере управления отходами. Его переработали и дополнили новыми пунктами. Штрафы за нарушения вновь предлагают кратно увеличить по сравнению с теми, которые предполагалось ввести предыдущим министерством.
Не остался без внимания Минэкономики и приказ, который вносит изменения в форму Программы государственного мониторинга в области охраны атмосферного воздуха, обнародованный Минприроды в один из последних дней его работы – 18 июля. Его фрагментарно переработали и дополнили: уточнили сроки, перечень загрязняющих веществ, изъяли отдельные части, добавили детализацию финансирования и модернизации сети.
Проект приказа Минэкономики "Об утверждении Режима промысла в бассейне Черного моря в 2026 году" вовсе не является чем-то новым – его готовят ежегодно. А вот приказ, утверждающий порядок ведения перечня лиц, которые выращивают генетически модифицированные организмы или намерены это делать, является еще одним документом, подготовленным Минэкономики "с нуля".
Нелюбимый ребенок мегаминистерства
Если просмотреть официальные каналы коммуникации Минэкономики – сайт, страницу в Facebook, канал в Telegram – сразу бросается в глаза, что окружающая среда в объединенном ведомстве оказалась в роли "нелюбимого ребенка". Открываем его веб-страницу, во вкладке "Деятельность" только 4 раздела связаны с охраной окружающей среды:

Скриншот с me.gov.ua
Их наполнение весьма скромное:
-
Лимиты на использование природных ресурсов в пределах территорий и объектов природно-заповедного фонда общегосударственного значения.
-
Недропользование.
-
Учет субъектов хозяйствования, получивших разрешения на выбросы.
-
Приказы об отказе в выдаче разрешения на выбросы.
-
Приказы об отказе в выдаче заключения по оценке воздействия на окружающую среду.
-
Государственный реестр пестицидов и агрохимикатов, разрешенных к использованию в Украине.
На данный момент это все. Складывается впечатление, будто их создавали не для общественности, а просто для галочки.
Открываем Telegram-канал Минэкономики. Сразу замечаем, что здесь даже не исправили название министерства – оно осталось старым. Хотя, в отличие от сайта, внести изменения здесь гораздо проще. Видимо, переименование в официальном канале в мессенджере – слишком сложная реформа, чтобы реализовать ее за 100 дней.

Скриншот из Telegram
А теперь посчитаем, какой процент постов здесь посвящен непосредственно вопросам охраны окружающей среды. Общее количество публикаций на канале с момента образования мегаминистерства и до начала ноября – 297, из них о вопросах, связанных с охраной окружающей среды, – только 35. Это лишь около 12%. Еще одна красноречивая цифра.
На наш взгляд, официальные каналы Минэкономики – это зеркало приоритетов. Если провести аналогию, то в этой институциональной семье экономика – старший ребенок, которому покупают новую одежду и айфон, агросектор – средний, которому приобрели что-то попроще, а окружающая среда – самая младшая, которую вообще оставили дома с котом, потому что "у нас важные дела".
Какую критику от природоохранного сообщества пришлось выслушать объединенному Минэкономики (если оно вообще ее слушало) и какие положительные стороны его работы отметили специалисты, читайте во второй части этого материала, которая вскоре выйдет на нашем сайте.