Когда правительство утвердит дорожную карту СТВ, это станет важным сигналом для международных партнеров и внутренних стейкхолдеров, ведь она покажет направление движения Украины.
В настоящее время вопросами Green Deal и зеленой трансформацией экономики занимается Министерство экономики. Ведь для бизнеса зеленый переход является переходом на новую экономическую модель. Глобальная климатическая цель связана с технологическими, экономическими и инвестиционными аспектами.
Мы предлагаем возобновить все диалоги, чтобы была создана не только программа Ukraine facility для привлечения доноров, но и созданный зеленый переходный термин для Украины с соответствующим финансированием. Потому что в рамках зеленого курса Украина сталкивается с вызовами не только по выбросам углерода. Наиболее актуальными вопросами для страны являются промышленное загрязнение, восстановление экосистем после войны, разминирование. Для преодоления этих вызовов Украине нужен опыт всего мира, ведь столь масштабного экоцида мир еще не знал.
А это огромные средства, которых у страны не будет в послевоенный период.
Когда мы говорим о зеленом курсе – это более глобальная евроинтеграционная история, нуждающаяся в денежных стимулах. У Ukraine facility этого нет, но это надо. Это возможность построить индустриальные парки, аграрный бизнес и другую промышленность.
Другая дискуссионная задача – создание отдельного органа, которое, скорее всего, будет заблокировано несколько лет после войны, как со стороны ЕС, так и со стороны Украины. Нам нужно сначала реформировать государственную систему, а затем создавать что-нибудь новое.
Дорожная карта СТВ покажет, что нужно сделать. В соответствии с этим мы можем оценить достаточно ли у нас ресурсов и какие органы могут это реализовать. Ведь в Украине большое количество органов с масштабным функционалом, в частности национальные комиссии и Министерство защиты окружающей среды и природных ресурсов, которые могут этим заниматься.
Главным органом в создании СТВ является Минприроды. Дорожная карта покажет, есть ли у ведомства достаточно ресурсов, а также будет ли достаточно поддержки Всемирного банка. Поэтому нужны
- дорожная карта;
- оценка ресурсов;
- распределение полномочий;
- принятие решения о необходимости создания дополнительного органа.
Будет ли это Минприроды или Минэкономики тоже покажут объемы робот и задачи. Ведь сначала создавать орган, а потом искать, чем занять работников – это путь в никуда.
Украинская ETS не сможет аккумулировать достаточное количество средств для декарбонизации промышленности, поэтому необходима поддержка фондов.
Ukraine facility разрабатывает инструмент взаимодействия украинского и европейского бюджетов по вопросам вкладов партнеров. Это будет хороший пример. Если инструмент заработает для Украины до января 2024 мы увидим как на практике работает такое софинансирование.
Однако понимание работы такого механизма появится только после первого квартала, в частности, по выполнению условий, жизнеспособности механизмов и реальному получению денег. Мы сможем работать дальше, создавать зеленые фонды и использовать их.
В Украине также необходимо развивать проектные команды, которые будут понимать работу институций и смогут использовать инструменты. Сейчас такие команды есть только в немногих компаниях.
Следует создавать больше команд, которые смогут использовать европейские деньги. Сейчас это будет через бюджет, соответственно, будут созданы рабочие команды в органах центральной власти, чтобы они понимали, как работать с европейскими деньгами. Ведь наши партнеры не понимают реалий Украины, что показал опыт реализации ряда проектов после революции достоинства.
Если в 2024 году у нас будет хоть один доступ в фонд, мы поймем, что это уже победа. Тогда мы сможем говорить о декарбонизации, уменьшении загрязнения, восстановлении экосистем, о других направлениях, которые мы сможем финансировать из этих источников.
Когда мы утвердим план действий по СТВ, мы поймем, что делать дальше, в частности с существующими инструментами, как их перепрофилировать, чтобы создать действующую систему, а не распылять деньги.