Для понимания ситуации: в рамках борьбы с негативными изменениями климата Евросоюзом введен Carbon Border Adjustment Mechanism (CBAM) – трансграничный тариф на выбросы углерода. Это инструмент, который заставит импортеров продукции в ЕС платить за каждую тонну выбросов углерода, связанных с производством ввозимой продукции. Учитывая большое количество желающих продавать продукцию на емком и высокомаржинальном рынке ЕС, налог будет переведен на компании стран-экспортеров.

Смысл "углеродного налога", если реалистично, следующего:

  • предотвращение "энерго-шантажа" ЕС со стороны стран-поставщиков энергоресурсов;
  • обеспечение перехода ЕС к чистой энергетике;
  • обеспечение перехода передовых экономики ЕС на следующий технологический уклад.

В современной энергетике рынки сбыта обычно удалены от месторождений энергоресурсов. Существует необходимость их доставки в места потребления. Решение проблемы в исключении/минимизации транспортной составляющей, то есть в добыче/производстве энергоресурса на месте его потребления или максимально близко. "Зеленая энергия" дороже других видов энергии, но имеет важное преимущество – производится на местных энергоносителях, следовательно, снижается зависимость от поставок энергоносителей извне, обеспечивается автономность и устойчивость энергосистемы. Решается проблема политического шантажа поставщиков энергоносителей, прежде всего, речь идет о рф, потенциально о странах Ближнего Востока.

Но нужно решить проблему дороговизны "зеленой энергии". Этому способствует "углеродный налог" – механизм компенсационных выплат. Смысл состоит в том, чтобы создать новый механизм перераспределения от всех в пользу наиболее развитых. Экспортеры на рынок ЕС будут вынуждены смириться с этим, потому что развитые страны ЕС обладают мощным инструментом навязывания своей воли – правом допуска на европейский рынок. Все добровольно – никто не принуждает продавать свой товар в ЕС. Кроме большой емкости и высокой маржинальности европейского рынка, традиционно высокой платежной дисциплины европейских покупателей.

Еще один вектор "зеленого перехода" – Европа создает условия для вывода за пределы производственных мощностей нынешнего технологического устройства, тем самым расчищая площадку для экономики нового устройства. Для этого поддерживается достаточно высокий уровень цен на энергию – чтобы рентабельность предприятий предыдущего уклада снижалась и создавались предпосылки для их сворачивания и вывода в локации с более низкой, пусть и "грязной" энергией. Дорогая чистая энергия является инструментом, чтобы вывести старую индустрию из Европы. Новая экономика ЕС будет поддерживаться "углеродным" налогом, который взимается с импорта – читай, оплачивается компаниями, экспортирующими продукцию в ЕС – и идет на компенсационные выплаты европейским производителям, переходящим на новый уровень технологий. Переход к высоким технологиям – выигрышный сам по себе. А на фоне торможения развития конкурентов за счет изъятия у них из-за "углеродного налога" части ресурса дополнительно обеспечит развитым странам опережающие темпы развития. "Углеродный" налог будет идти и на сокращающиеся социальные программы помощи сотрудникам промышленных предприятий ЕС и их переобучение новым специальностям.

В результате оставшиеся в старом технологическом укладе страны – Украина в их числе – должны будут оплатить расходы ЕС по переходу на новый технологический уровень и переход к возобновляемым источникам энергии. Нет смысла обвинять в этом ЕС блок, преследующий прежде всего свои интересы. А консервация технологической отсталости Украины имеет почти полностью внутренние причины.