Конечно, некоторым эта реформа не нравится, потому что нарушителям придется отвечать перед законом. И поэтому против нее развернули атаку те, кто и дальше хочет безнаказанно уничтожать окружающую среду. Тиражируются запугивания и мифы, рассчитанные на неспециалистов в экологических вопросах.

Первый миф о том, что, мол, законопроект идет в разрез с европейской и мировой практикой. Но на самом деле он является средством выполнения Соглашения об ассоциации между Украиной и ЕС.

Оно провозглашает, что "экологическая политика будет основываться на принципе предосторожности и принципах, которые требуют применения превентивных мер, возмещения в приоритетном порядке вреда, причиненного окружающей среде, и уплаты штрафа загрязнителем окружающей среды".

Значит, надо дать госэкоконтролю реальные инструменты для выполнения своих функций и именно на это направлен законопроект 3091.

Второй миф — это рассказы о том, что новый орган экологического контроля будет иметь слишком широкие полномочия.

На самом деле, полномочия останутся почти неизменными. Добавляется только право инспектора подать запрос на получение у предприятия информации перед тем, как идти на проверку. Причем, это в интересах самого бизнеса, так как предварительное знакомство с данными уменьшит продолжительность мероприятия контроля.

Также орган госэкоконтроля будет иметь возможность вводить административно-хозяйственные санкции. Но аналогичные полномочия сегодня у Гоструда, Госпотребслужбы и органов рыночного надзора.

Если мы сравним полномочия органа госэкоконтроля в Украине с аналогичными учреждениями в Европе и США, увидим, что у нас, наоборот, слишком сдержанно подходят к наделению его новыми функциями.

В Англии Агентство окружающей среды (EA) — это не только контролирующий, но и разрешительный орган. Он дает разрешения на выбросы или иную деятельность, которая может привести к загрязнению окружающей среды.

В США Агентство по охране окружающей среды США (EPA) также предоставляет разрешения на использование опасных веществ, на утилизацию отходов, на выбросы в воздух и тому подобное.

А в Израиле существует собственная "зеленая" полиция, которая имеет право входить на любой объект, допрашивать подозреваемых, изымать предметы, проводить обыск, штрафовать, открывать уголовные производства, выписывать предписания.

Итак, законопроект 3091 не угрожает бизнесу, а наоборот поможет ему двигаться в русле тех европейских практик, определяющих сегодня экологическую политику Евросоюза.