Как уже говорилось сегодня неоднократно, и Роман Шахматенко, Александр Мариковский, большое количество органов государственного контроля частично или полностью вышли из-под принципов государственного надзора и контроля в сфере хозяйственной деятельности.
Первое, тезисно, те проблемы, с которыми мы сталкиваемся. В течение прошлого года зафиксировано более 300 недопусков к проверке государственных экологических инспекторов. Речь идет именно о самых больших загрязнителях, о топ-загрязнителях — ТЭЦ, металлургических заводах, горно-добывающих комбинатах. Именно крупнейшие загрязнители уверены в том, что они работают не в пределах тех разрешений, не в пределах нормативов экологической направленности. Им гораздо легче заплатить штраф в 750 гривен — это минимальная цифра. Абсолютно не о чем говорить — 750 гривен штраф.
Сегодня говорили о судебном сборе. Скажу также языком цифр. У нас сегодня не выдвинутых претензий больше, чем на 2 миллиарда гривен начисленных убытков. Так как не было финансирования по судебному сбору. Действительно, в этом году удалось увеличить на 6,5 млн гривен финансирования на оплату судебного сбора. Но даже этих средств, судя по динамике, по завершению полугодия уже не будет хватать.
Госэкоинспекция — орган, который на 100% финансируется за счет государственного бюджета и большая часть средств идет на заработную плату. В прошлом году почти 95% средств пошло на заработную плату государственных экологических инспекторов. Взысканные средства идут в государственный бюджет. 100% средств по штрафам, убыткам, причиненным природе, идут в государственный бюджет. Поэтому, еще из государственного бюджета финансировать эти претензии, по моему мнению, не является верным — это бессмысленно.
Что касается функционала или чрезмерного давления на бизнес. Я бы сказал наоборот — определенные нормы, которые заложены законопроектом, как устранение дублирования ряда функций тем же Госгеокадастром, Госгеонедрами, Госрыбохраны, позволяют бизнесу отойти от двойных проверок этими органами. Это упростит возможность ведения хозяйственной деятельности бизнеса.
Если коротко резюмировать, большинство коллег провели большое количество совещаний в Государственной экологической инспекции с территориальными подразделениями, с государственными экологическими инспекторами и, безусловно, все поддерживают необходимость реформирования.
Я лично повторяю готов принять участие в конкурсе новосозданного органа. Может будет более достойный человек, который будет руководить этим органом. Я не держусь за эту должность. Но повторяю, в таком формате орган государственного экологического контроля, действующий сегодня, не работает эффективно без законопроекта 3091 "О государственном экологическом контроле".