Скандальные ВЭС на Закарпатье: парламентские комитеты настаивают на анализе эковоздействия

Скандальные ВЭС на Закарпатье: парламентские комитеты настаивают на анализе эковоздействия comeuroint.rada.gov.ua

Мария Семёнова

Комитеты рекомендуют провести "экологическую инвентаризацию" всех инвестиционных проектов по строительству ВЭС на Закарпатье

Из-за резонансного строительства ветровых электростанций на Закарпатье парламентские комитеты по евроинтеграции и экополитике еще в ноябре провели выездное заседание. Итоговое решение, опубликованное на днях, свидетельствует о глубине проблемы и необходимости системной работы – от пересмотра законодательства до понуждения территориальных громад наконец-то прислушиваться к общественности.

ЭкоПолитика рассказывает о ключевых задачах для органов центральной и региональной власти, содержащихся в итоговом решении.

Ревизия инвестпроектов и реальное влияние строительства ВЭС на экологию

Одна из главных задач – подготовка комплексного заключения о рисках для окружающей среды, которые потенциально несет строительство ветропарков в субальпийской зоне Карпат.

Этот документ к 31 января 2026 года должно сформировать Министерство экономики совместно с Минэнерго, Министерством развития общин и территорий Украины, Закарпатской ОГА и тергромадами. Также этим ведомствам напомнили о действующих нормах строительного и экологического законодательства и порекомендовали все же соблюдать их на всех этапах строительства ВЭС – от планирования до непосредственной реализации.

Под мониторинг должны попасть не только скандальные ВЭС, но и все ветровые электростанции Закарпатья. Минэкономики до 31 января 2026 года должно проанализировать региональные проекты в сфере ветроэнергетики на соответствие требованиям экозаконодательства, учитывая экологические риски строительства ВЭС. Информацию о принятых мерах парламентские комитеты ожидают до 5 февраля 2026 года.

В целом имеющиеся инвестпроекты в сфере ВИЭ, по мнению членов комитетов, требуют инвентаризации. Эту задачу до 31 января 2026 года Кабмин должен делегировать соответствующим центральным органам власти.

Также необходимо согласовать ближайшие действия для обеспечения устойчивого развития украинских Карпат. Для этого правительство должно провести координационное совещание с участием представителей ЕС и международных партнеров.

Эффективность законов и контроль за их соблюдением

Комитеты стремятся устранить пробелы в экологическом законодательстве, которыми злоупотребляют при строительстве ВЭС. В частности, речь идет и о выделении фундаментов ветряков как отдельных сооружений, что позволяет застройщикам избегать процедуры ОВОС. Для этого правительство должно провести координационное совещание, а при необходимости – инициировать совершенствование законодательства.

Однако до сих пор существует препятствие для контроля за соблюдением экологических требований. Поэтому в решении комитетов есть рекомендация об отмене моратория на проверки для ГЭИ.

Перестать игнорировать общественность

Парламент напомнил областному совету и обладминистрации Закарпатья о существовании закона "О регулировании градостроительной деятельности" и его 21-й статьи, которая касается общественного обсуждения градостроительных проектов.

В своем решении комитеты Верховной Рады подчеркивают, что областной совет должен:

  • обеспечить привлечение общественности к обсуждению вопросов, связанных с внесением изменений в схему планирования Закарпатской области;
  • предоставлять доступ к соответствующим материалам в сроки, определенные законодательством;
  • рассмотреть альтернативные варианты размещения части ветроустановок на территориях с низким уровнем экологической уязвимости;
  • определить четкие критерии выбора территорий для размещения ветроэнергетических объектов, предусмотрев приоритет их развития на равнинных или антропогенно измененных территориях, а также вне природоохранных зон Карпат.

Подозрительное молчание правоохранительных органов

"Удивительным образом к произволу, который происходит в Карпатах, нет должного интереса со стороны правоохранителей", – отметила глава комитета по евроинтеграции Иванна Климпуш-Цинцадзе.

Поэтому среди рекомендаций есть и задача для Офиса Генерального прокурора. До 5 февраля 2026 года этот орган должен проанализировать и предоставить комитетам информацию обо всех имеющихся уголовных производствах относительно вырубки лесов на местах будущих ВЭС или их инфраструктуры.

Ранее ЭкоПолітика сообщала о противостоянии, происходящем в Закарпатье. Там местные жители и экоактивисты пытаются отстоять полонину Руна и ряд других участков первобытных лесов от вырубки под строительство ВЭС.

Однако органы, которые должны способствовать сохранению уникальных лесов, выбирают игнорировать проблему: суд вставал на сторону застройщиков, ГЭИ не видела нарушений в вырубке древних деревьев.

Читайте также
В Китае планируют сдерживать распространение пустыни с помощью лопастей ветротурбин
В Китае планируют сдерживать распространение пустыни с помощью лопастей ветротурбин

Переработка старых лопастей является технически сложным и дорогостоящим процессом

Активисты требуют от нового генпрокурора остановить строительство ВЭС на полонине Руна
Активисты требуют от нового генпрокурора остановить строительство ВЭС на полонине Руна

А также уволить руководителя Специализированной экологической прокуратуры Закарпатской области Ивана Форгачи

"Эко-Оптима" построит на Львовщине очередную ВЭС за €110 млн
"Эко-Оптима" построит на Львовщине очередную ВЭС за €110 млн

Это уже далеко не первый энергетический проект в портфеле компании

Суд на Закарпатье отказался защищать горную долину Руна от незаконной застройки ВЭС, – ЭПЧ
Суд на Закарпатье отказался защищать горную долину Руна от незаконной застройки ВЭС, – ЭПЧ

Экоактивисты, экологи и правозащитники заявляют об активных работах по возведению ветропарка без необходимых разрешительных документов