В условиях полномасштабной войны Украина не в состоянии самостоятельно аккумулировать €102 млрд, необходимых для декарбонизации отечественной промышленности, поэтому жизненно нуждается в доступе к европейским финансовым инструментам для реализации "зеленого" перехода.
К такому выводу пришли эксперты GMK Center в своем исследовании "Углеродное ценообразование и финансирование декарбонизации в Украине и ЕС".
Переход должен быть справедливым
Специалисты напомнили, что Украина взяла на себя амбициозные обязательства как в рамках Парижского климатического соглашения, так и соглашения по евроинтеграции.
Представленный в июне обновленный проект НВВ Украины к Парижскому соглашению предусматривает сокращение выбросов парниковых газов на 68–73% от уровня 1990 года к 2035 году. В то же время в ЕС обсуждают сокращение выбросов CO2 на 66,25%–72,50% к тому же сроку.

Инфографика: gmk.center.
"То есть климатические амбиции Украины и ЕС уже идентичны. Однако экономические условия в Украине и ЕС существенно отличаются", – подчеркнули эксперты.
Поскольку Украина обязалась имплементировать европейские экологические нормы в свое законодательство, специалисты GMK Center считают справедливым, чтобы Украина, выполняя такие же правила и обязательства, как и европейские страны, имела аналогичный доступ к финансированию мероприятий по декарбонизации.
"Украинские компании должны получить те же возможности, что и европейские, чтобы обеспечить одинаковые правила игры", – уверены эксперты.
Потребность в финансировании и реальные возможности
Для наглядной демонстрации разительного разрыва между объемом необходимых капитальных вложений для проведения декарбонизации и имеющимися в Украине финансовыми ресурсами, в GMK Center приводят следующую диаграмму:

Инфографика: gmk.center.
Вот эта маленькая, едва заметная желтая точка внизу – это запланированное финансирование Фонда декарбонизации. Напомним, что это единственный в Украине специализированный фонд, который предоставляет предприятиям средства для осуществления "зеленого" перехода.
Согласно анализу, проведенному специалистами, это государственное учреждение не имеет возможности профинансировать проекты по декарбонизации крупных промышленных предприятий. В GMK Center называют две основные причины:
-
Фонд сможет обеспечить лишь 0,17% потребности в инвестициях до 2030 года для достижения целей НВВ-2;
-
на данный момент максимальная сумма кредита, которую может выдать Фонд, – 90 млн грн, однако этих средств катастрофически недостаточно для реализации проектов по декарбонизации крупных промышленных предприятий. Эксперты приводят пример: стоимость одного проекта декарбонизации для производителей стали стартует от €1 млрд.
"Даже запуск системы торговли выбросами (СТВ) в Украине не позволит решить проблему достаточности средств для декарбонизации, поскольку полученные средства будут незначительными по сравнению с потребностями предприятий", – отмечают специалисты.
В GMK Center убеждены, что успешный "зеленый" переход в Украине возможен только при условии ответственной налоговой и тарифной политики, а также доступа к европейской инфраструктуре финансирования климатических проектов.
Одновременно вести войну и декарбонизировать промышленность – невозможно
Эксперты напомнили, что Украина продолжает страдать от негативных последствий войны, поскольку враг и дальше разрушает производственные мощности и инфраструктуру. Это уже привело к ухудшению состояния торгового баланса. По итогам 8 месяцев этого года наша страна импортировала товаров и услуг на $30,4 млрд больше, чем экспортировала, что означает отток иностранной валюты из страны.
Также специалисты GMK Center привели наглядную диаграмму, которая демонстрирует разительную разницу в доле ВВП, которая идет на военные расходы в Украине и странах Европы:

Инфографика: gmk.center.
Так, расходы на оборону в Украине по отношению к ВВП более чем в 18 раз превышают аналогичный показатель ЕС в целом.
В GMK Center подчеркнули, что даже после завершения текущей горячей фазы войны останется угроза повторной агрессии, поэтому Украине придется в течение долгого времени сохранять высокую долю военных расходов в ВВП для наращивания своего военного потенциала. Соответственно, те средства, которые могли бы быть направлены на декарбонизацию промышленности, наша страна будет вынуждена инвестировать в оборонный комплекс.
Выгодный шаг для партнеров
Эксперты убеждены, что ЕС должен быть заинтересован в содействии декарбонизации украинской промышленности. Для этого есть как минимум 4 веские причины:
-
доступ к европейским фондам декарбонизации позволит устранить технологический разрыв между Украиной и ЕС и легче интегрировать украинские предприятия в европейские цепочки создания добавленной стоимости;
-
при условии вступления в ЕС Украина внесет значительный вклад в достижение климатических целей блока, поскольку уже сократила выбросы CO2 гораздо больше, чем ЕС;
-
доступ к европейским фондам позволит Украине укрепить экономику без сокращения оборонных расходов. В таком случае интеграция будет взаимовыгодной и позволит достичь синергетического эффекта;
-
поскольку Украина будет закупать европейские технологии декарбонизации, это создаст дополнительные стимулы для экономики ЕС.
Напомним, ранее ЭкоПолитика сообщала о том, что "зеленый" переход украинской металлургии обойдется в $12 млрд.