Недавно я начал бегать, поэтому постоянно провожу параллели между экологией и бегом. Если выразиться беговой терминологией, получение промышленным предприятием Интегрированного экологического разрешения для меня – это марафон. Сложная и длинная дистанция, требующая тщательного планирования и подготовки, но в итоге становится ясно, что оно того стоило.
8 августа 2025 года вступил в силу Закон Украины "Об интегрированном предотвращении и контроле промышленного загрязнения". Он вводит в стране новые европейские правила, по которым предприятие получает одно Интегрированное экологическое разрешение вместо трех разрозненных документов (разрешения на выбросы, специальное водопользование и операции с отходами). Звучит как упрощение, но на практике – это сложный, дисциплинированный процесс с высоким уровнем доказательств и публичной подотчетностью.
Закон уже действует, а значит – отсчет пошел. Крайний срок подачи заявления на получение Интегрированного разрешения – 8 августа 2028 года (3 года с момента вступления Закона в силу). А с 8 августа 2029 года все "старые" разрешения будут автоматически аннулированы. Кажется, что времени еще много (ведь это почти 3 года!), но это только на первый взгляд.
Что меняет закон и что такое Интегрированное экологическое разрешение
Интегрированное экологическое разрешение – это документ, который дает право осуществлять деятельность по эксплуатации предприятия. Перечень видов деятельности, для которых необходимо получать Интегрированное разрешение, определяется Приложением к Закону.
Под действие Закона подпадают практически все крупные промышленные установки в сферах энергетики, горно-металлургического комплекса, сельского хозяйства, химической, цементной, пищевой промышленности, а также предприятия, занимающиеся производством стекла, химических веществ, удобрений, фармацевтики, управлением отходами и многие другие объекты, оказывающие существенное влияние на окружающую среду.
Интегрированное разрешение выдается Минприроды (сейчас – Минэкономики) и охватывает все основные компоненты воздействия – атмосферу, воду, отходы, почвы – в едином решении с интегрированными условиями. При наличии такого разрешения отдельные "классические" разрешения больше не требуются, если их условия охвачены интегрированным документом.
При выдаче Разрешений Закон опирается на наилучшие доступные технологии и методы управления (НДТМ), которые уже утверждены в ЕС специальными справочниками и выводами. В Украине такие выводы начнут действовать через 4 года со дня прекращения или отмены военного положения. Однако это не означает, что Интегрированное разрешение не нужно получать до этого срока, просто НДТМ не будут обязательным условием выдачи разрешений.
Процедура получения Интегрированного разрешения
Процедура получения Интегрированного разрешения гораздо сложнее, чем может показаться. Заявление подается электронно через Единый государственный реестр интегрированных экологических разрешений и включает детальное описание оператора, установок, сырья, источников выбросов, водопользования и отходов, а также оценку соответствия наилучшим доступным технологиям и методам управления и нетехническое резюме для широкой аудитории.
Фактически необходимо подготовить пакет документов, который должен подаваться для получения всех трех существующих разрешений – на выбросы, на специальное водопользование и на операции с отходами. Каждый из этих разделов имеет множество собственных нюансов, поэтому сейчас я не буду останавливаться на деталях, а отмечу, что добавляется нового:
- Вместе с заявлением прилагаются базовый отчет (при наличии, когда есть риски загрязнения почв и подземных вод), результаты оценки воздействия на окружающую среду (ОВОС) (где требуется), а также другие обязательные приложения. В базовый отчет включается информация о состоянии земель и подземных вод на момент выдачи Интегрированного разрешения. Это потребует проведения замеров уровней загрязнения земель и подземных вод с учетом возможности загрязнения земель или подземных вод опасными веществами.
- Публичное общественное обсуждение становится обязательным как при первом получении Интегрированного разрешения, так и при внесении изменений в него (кроме упрощенных). В процессе общественного обсуждения будет рассматриваться заявление на получение разрешения и все дополнительные документы. То есть весь пакет документов предприятия должен публиковаться и детально обсуждаться заинтересованными сторонами.
- В рамках процедуры могут предоставлять свои заключения так называемые "компетентные органы". К этим органам относятся областные и городские государственные администрации, органы местного самоуправления и другие органы исполнительной власти. Кроме того, перед получением Интегрированного разрешения предприятие должно пройти проверку Государственной экологической инспекции с составлением соответствующего акта. Для обсуждения всех этих заключений и актов разрешительный орган перед выдачей Интегрированного разрешения созывает согласительное совещание, на котором принимается решение относительно проекта будущего разрешения.
Для предприятий, которые планируют вывод установок из эксплуатации, Закон предусматривает отдельный сценарий. Вместе с заявлением подается обязательство о выводе из эксплуатации с обоснованным конечным сроком эксплуатации (но не более 10 лет с даты вступления Закона в силу). Условия разрешения тогда фиксируются, исходя из действующих на момент подачи экологических нормативов, а конечный срок эксплуатации в документе не пересматривается.
Почему это командная эстафета, а не одиночная пробежка
Из опыта внедрения интегрированных разрешений в ЕС ясно: Интегрированное разрешение – это проект с большой экспертной составляющей и мощным элементом инженерии данных, а не простая подача "папок". Наиболее распространенные трудности, с которыми столкнутся предприятия:
- Сбор исходных данных. Необходимо полностью провести инвентаризацию стационарных источников выбросов, веществ, технологических потоков, определить точки забора и сброса воды, выполнить водные балансы, определить все операции с отходами, их образование и классификацию. И это только основные моменты, которые нужно учесть при подготовке заявления на получение разрешения.
- Разработка пакета документов. Техническая часть должна бесшовно стыковать аспекты выбросов в атмосферу, заборов и сбросов воды, а также обращения с отходами. В будущем все эти аспекты должны соответствовать требованиям заключений наилучших доступных технологий и методов управления. Любые расхождения или "дыры" в данных ведут к отказам, дополнительным раундам общественных обсуждений и потере времени.
- Публичные процедуры и цифровизация. Реестр делает процесс прозрачным – и это плюс. Однако это также означает, что календарь общественных обсуждений, отчеты и замечания органов исполнительной власти станут частью досье и повлияют на временную линию.
- Сложность процедуры. Получение Интегрированного разрешения состоит из нескольких этапов. Ошибки при подготовке документов или неточные объяснения в ходе обсуждений могут откатить весь процесс к началу и поставить под угрозу эксплуатацию предприятия. Это как раз тот случай, когда нельзя споткнуться где-то на середине дистанции.
Итак, пройти этот путь самостоятельно крупному или среднему предприятию практически невозможно без риска повторных подач и срыва сроков. В такой ситуации я рекомендую обратиться за помощью к профессиональной консалтинговой команде, чтобы не потерять время, деньги и не понести репутационные риски.
Успеет ли промышленность в военных условиях?
Да, если действовать быстро и сразу управлять проектом по получению Интегрированного разрешения по лучшим мировым проектам. Для планирования необходимо использовать диаграммы Ганта для построения графиков, принципы теории ограничений для выявления "узких" мест, а при необходимости – точечно применять гибкие agile-механизмы.
Нужно заранее четко распланировать весь цикл получения Разрешения, своевременно начинать необходимые исследования, отбирать пробы почвы и воды, проводить сложные анализы и собирать исходные данные для выполнения инженерных расчетов.
Для подготовки полного пакета документов фактически нужно разработать 3 действующих разрешения (выбросы, специальное водопользование, отходы). Практика Центра Экологии и Развития Новых технологий (ЦЭРН), который я возглавляю, показывает, что получение каждого из этих разрешений для крупного предприятия занимает до 1 года. Все три одновременно можно разработать за 1,5-2 года. Добавьте к этому сроки на возможную процедуру ОВОС, которая затянется на 5-6 месяцев.
Наши графики показывают, что при наличии качественно подготовленного пакета документов и отсутствии повторных подач рассмотрение заявления занимает примерно 9-10 месяцев (с учетом двойного предварительного рассмотрения заявления). Только регистрация установки и загрузка заявления в реестр для крупного предприятия может занимать до 1 месяца. Добавьте буфер на доработку и общественные слушания – получите реальный план-график. Война добавляет логистические и кадровые риски, но цифровой реестр и унифицированные требования минимизируют временные потери, если пакет подготовлен профессионально.
Кроме того, существующего количества экспертов, которые вообще способны готовить столь сложные документы, крайне недостаточно для обслуживания всех промышленных предприятий. Закон дает 3 года на подачу заявления, но "последний вагон" точно будет переполнен.
Крупным промышленным операторам целесообразно начать работу в этом направлении уже в 2026 году, чтобы успеть выполнить все исследования, моделирование и собрать исходные данные в соответствии с наилучшими доступными технологиями. Средним предприятиям можно начинать в 2027 году, чтобы иметь время корректировать технологии и пройти коммуникации с общественностью без цейтнота. Формально это рекомендация, но она основана на строгой математике сроков Закона и большом личном опыте.
Выводы
Закон "Об интегрированном предотвращении и контроле промышленного загрязнения" задает Украине амбициозную, но вполне реалистичную траекторию экологической модернизации. Впереди – колоссальная работа, требующая внимания к деталям, системности и стратегического видения. Три года на подачу заявления – это не роскошь времени, а минимальный срок для тех, кто хочет пройти процесс спокойно и надежно. Крупным предприятиям стоит начать процесс уже в 2026 году, средним – в 2027-м.
Таким образом, получение Интегрированного разрешения – это не просто формальность. Это доказательство того, что производство может быть эффективным, современным и ответственным перед окружающей средой. Такое разрешение станет маркером технологической зрелости и партнерства между государством и бизнесом.