Объединение Министерства защиты окружающей среды и природных ресурсов Украины, Министерства экономики и Министерства аграрной политики и продовольствия в рамках нового Министерства ресурсов станет институциональной катастрофой для окружающей среды, национальной безопасности и стратегического курса государства на европейскую интеграцию.
На этом в своем совместном заявлении, распространенном в Facebook, акцентировали внимание более 20 общественных организаций. Они призвали присоединяться к заявлению в комментариях. Сейчас оно набрало более 200 дополнительных подписей представителей природоохранных организаций, ученых, юристов, активных граждан.
Активисты уверены, что Минприроды должно быть ключевым государственным органом, который выполняет функцию "независимого регулятора, контролера, представителя интересов окружающей среды и общественного здоровья".
"Интеграция этого министерства в структуру, которая одновременно отвечает за экономику, аграрную политику и охрану окружающей среды, означает нивелирование экологических приоритетов и постоянный конфликт интересов в самом центре принятия решений", – предупредили они.
Главное предостережение
Особую тревогу у представителей ОО вызывает перспектива рассмотрения природных ресурсов исключительно через призму экономической или аграрной целесообразности. Они обоснованно считают, что сочетание управления такими ресурсами с экономическими или аграрными интересами может привести к потере контроля за их сохранением. Поэтому вопросы охраны окружающей среды рискуют стать менее приоритетными по сравнению с получением прибыли и ведением производства.
"При таких условиях природные ресурсы начинают рассматриваться как инструмент для достижения экономических целей, что противоречит самой сути охраны окружающей среды", – говорят активисты.
Шаг назад
Представители природоохранных организаций считают запланированное объединение министерств регрессивной тенденцией. Они назвали следующие аргументы для обоснования такой оценки:
1. Для интеграции экологической политики во все сферы государственного управления, что является требованием национального и европейского законодательства, Украине нужно сильное, независимое, профессиональное министерство с надлежащей институциональной способностью.
2. Вызовы, вызванные полномасштабной войной, требуют не сокращения, а усиления экологических институтов, а также гарантий их устойчивости.
3. Украина обязалась принять и внедрить экологическое законодательство ЕС. Птичья директива и Директива по средам обитания, Водная рамочная директива, регулирование промышленных выбросов, обращение с отходами, противодействие изменению климата и т.д. – все это требует четкого экологического управления.
4. Защиту окружающей среды нельзя подчинять органам или структурам, приоритетом которых является развитие экономики или агросектора, поскольку в такой конфигурации на практике приоритет всегда предоставляется экономической целесообразности, а не сохранению природы.
Активисты отметили, что согласно законодательству ЕС, система защиты окружающей среды является равноценной экономическому сектору в структуре государственного управления и не может быть ослаблена или упрощена путем дерегуляции.
5. Отдельное экологическое министерство призвано не только заниматься защитой природы, но и выступать гарантом конституционного права граждан на безопасную окружающую среду.
"Это право, предусмотренное статьями 16, 50 Конституции Украины, не может быть отменено в угоду „оптимизации“ или управленческому популизму", – отметили природоохранники.
6. В период послевоенного восстановления Украина не может рисковать доверием международных партнеров и доноров, поскольку международная помощь зависит от прозрачности, профессионализма и подотчетности институтов. По мнению специалистов, слияние Минприроды с другими ведомствами может подорвать это доверие и поставить под сомнение эффективность экологической политики.
7. Также представители ОО напомнили о неудачном предыдущем опыте объединения Минприроды с Минэнергетики, в результате чего сфера сохранения окружающей среды была отброшена назад в проведении экологических реформ на 9 месяцев.
Поэтому представители общественности призвали Кабинет министров Украины отказаться от планов ликвидации Минприроды и обеспечить его институциональную независимость. Также они обратились к президенту Украины с призывом публично поддержать сохранение отдельного Министерства защиты окружающей среды и природных ресурсов Украины, как критически важной институции на пути Украины в ЕС и будущего устойчивого развития.
"Природа не имеет политической ориентации, социального статуса или военного ранга. Она является основой нашей жизни. Тот, кто игнорирует ее защиту, ставит под угрозу будущее собственное, своих детей и нашей страны", – резюмировали активисты.
На днях ЭкоПолитика сообщала о том, что Минприроды, Министерство экономики и Министерство аграрной политики и продовольствия объединят в новое Министерство ресурсов под руководством Алексея Соболева, который сейчас является первым заместителем министра экономики.