Европейский Союз и Великобритания согласились работать над объединением своих систем торговли квотами на выбросы (ETS) – EU ETS и UK ETS.
Об этом в своей речи на совместной пресс-конференции с президентом Европейского Совета Антониу Костой и премьер-министром Великобритании Киром Стармером по итогам Саммита ЕС-Великобритания сказала президент Европейской комиссии Урсула фон дер Ляйен.
Почему возникла потребность в объединении
Brexit привел к отделению от СТВ ЕС – основного европейского инструмента для борьбы с изменением климата – примерно 10% выбросов, которые она охватывала. Они стали регулироваться СТВ Великобритании в начале 2021 года. Несмотря на политическую необходимость, это создало дополнительные сложности для бизнеса и ввело дополнительные административные задачи для тех, кто работает как в королевстве, так и в ЕС.
В дополнение к этой сложности, сейчас как блок, так и Великобритания внедряют механизмы углеродной корректировки импорта (CBAM). Они направлены на предотвращение утечки углерода путем введения дополнительных пошлин на импорт из стран с менее строгой политикой по уменьшению выбросов. Именно эти общие амбиции по CBAM возобновили дискуссии вокруг воссоединения СТВ ЕС и Великобритании.
Какие преимущества и недостатки отмечают специалисты
Основным преимуществом объединения СТВ Великобритании и ЕС является расширение и повышение ликвидности рынка, считают в британской консалтинговой компании Redshaw Advisors. Аналитики уверены, что объединение этих схем значительно увеличит торговый пул и предложит улучшенную ценовую стабильность, уменьшенную волатильность и повышенную эффективность рынка.
Для многонациональных компаний объединенная схема упростит соблюдение требований, поскольку уменьшит административные расходы и сложность, связанную с управлением двумя отдельными торговыми системами, говорят в Redshaw Advisors.
Несмотря на потенциальные преимущества, проблемой являются ключевые различия между системами Великобритании и ЕС. В частности, в СТВ королевства отсутствует резерв стабильности рынка (Market Stability Reserve – MSR) – важный компонент СТВ ЕС, который помогает управлять избыточным предложением квот на выбросы.
Не имея подобного инструмента, СТВ Великобритании накопила избыток квот. Это привело к стабильно низким ценам на британские квоты (UK Allowance – UKA). Для решения этой проблемы правительство Великобритании рассматривает возможность введения механизма регулирования предложения (Supply Adjustment Mechanism – SAM), подобного MSR.
По словам аналитиков Redshaw Advisors, консультации по SAM завершились 11 марта 2024 года, и рынок с нетерпением ждал окончательного решения правительства.
Что изменится
Для предприятий, особенно тех, которые сейчас подпадают под действие СТВ Великобритании, это объединение систем UK ETS и EU ETS будет иметь существенные последствия, говорят специалисты. Оно приведет к тому, что цены на британские квоты, которые сейчас продаются со скидкой в €11, достигнут паритета с ценами на квоты ЕС (EUA), а также может вызвать меньшее давление на EUA в сторону снижения.
Аналитики говорят, что такие ценовые изменения существенно повлияют на расходы. Однако ценовой паритет поможет защитить британских экспортеров в секторах, на которые распространяется CBAM ЕС, от расходов, связанных с его полноценным введением в следующем году.
Кроме того, это согласование подчеркивает общее обязательство ЕС и Великобритании достичь амбициозных климатических целей и активно противодействовать изменению климата. Согласование также свидетельствует о лидерстве на международной арене. Оно демонстрирует эффективность и важность торговли квотами на выбросы как ключевого инструмента в глобальных усилиях по смягчению последствий изменения климата.
Напомним, ранее ЭкоПолитика писала о том, какие рекомендации дали эксперты для сохранения эффективности системы торговли выбросами ЕС.
Также мы сообщали, что комитет Европейского парламента по вопросам окружающей среды, изменения климата и безопасности пищевых продуктов одобрил предложение Европейской комиссии по упрощению CBAM. Еще одним потенциальным нововведением может стать установление стандартных цен на углеродные квоты для стран, секторов и товаров, над которым сейчас работает Еврокомиссия.