Экологи нашли недостатки в законопроектах о биотопливе: в чем проблема Shutterstock

Экологи нашли недостатки в законопроектах о биотопливе: в чем проблема

Анна Великая

Правила ЕС позволяют не платить налог на выбросы СО2, если топливо произведено из биомассы

Украине следует освободить от налогообложения выбросы от биомассы независимо от ее содержания в топливе, чтобы помочь отечественной промышленности остаться конкурентоспособной после полноценного внедрения механизма углеродной корректировки импорта (СВАМ – Carbon Border Adjustment Mechanism).

Об этом заявили в Ассоциации профессионалов окружающей среды PAEW.

Эксперты проанализировали два евроинтеграционных законопроекта, которые уже приняты за основу и готовятся ко второму чтению:

  • №9596 "О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины относительно установления ставки ноль гривен экологического налога за выбросы двуокиси углерода для установок, которыми осуществляются такие выбросы в результате сжигания биотоплива";
  • №9597 "О внесении изменений в Закон Украины "Об альтернативных видах топлива" по созданию реестра установок, использующих биотопливо как единственный вид топлива".

Они предусматривают освобождение предприятий от уплаты эконалога за выбросы СО2 при использовании биотоплива, как это практикуется в ЕС.

В чем заключается проблема

После анализа в PAEW сделали вывод, что "эти законопроекты немного противоречат действующим европейским и украинским нормам, которые уже учитывают, что любое использование биомассы, даже в смеси с другим топливом, имеет сниженную налоговую нагрузку". Специалисты отметили, что в ЕС выбросы от биомассы вообще не учитывают при подсчете выбросов СО2, даже если биомасса лишь частично используется в качестве топлива.

"Это стимулирует предприятия активнее переходить на возобновляемые источники энергии", – говорят в Ассоциации.

Вот с какими нормативно-правовыми актами специалисты нашли противоречия:

  1. Директива Европейского парламента и Совета 2003/87/ЕС об установлении системы торговли квотами на выбросы парниковых газов в пределах Союза и внесении изменений в Директиву Совета 96/61/ЕС. Они устанавливают принцип, что коэффициент выбросов для биомассы равен нулю, поскольку сжигание биомассы не приводит к чистому увеличению углерода в атмосфере, и поэтому не подлежит налогообложению налогом на выбросы СО2.
  2. Закон Украины "Об основах мониторинга, отчетности и верификации выбросов парниковых газов" и Постановление №960 "О порядке осуществления мониторинга и отчетности по выбросам парниковых газов" предусматривают, что оператор вычитает объем выбросов СО2 от биомассы. Это правило распространяется на установки, для которых топливом является биомасса, смешанное топливо или смешанный материал.
  3. Директива Европейского парламента и совета 2018/2001/ЕС о стимулировании использования энергии из возобновляемых источников. Она, в частности устанавливает критерии устойчивости и сокращения выбросов парниковых газов для биотоплива, биожидкостей и топлива из биомассы.
  4. Директива Совета 2003/96/ЕС о реструктуризации системы Сообщества по налогообложению энергетических продуктов и электроэнергии. Документ устанавливает возможность введения государствами-членами ЕС полного освобождения или пониженных ставок налогообложения энергетических продуктов, изготовленных исключительно на биомассе или на продуктах, изготовленных из биомассы.

В PAEW проанализировали эти нормативные документы и обнаружили, что ни один из них не предусматривает разграничения между биомассой, которая используется как единственный вид топлива, и частичным использованием биомассы.

Почему это важно

Специалисты отметили, что в ЕС выбросы от биомассы (в независимости от ее содержания) не облагаются налогом и не учитываются в системе торговли выбросами (EU ETS). Они напомнили, что действующая система налогообложения выбросов СО2 в Украине не стимулирует внедрение энергоэффективных мероприятий и переход на альтернативные источники энергии.

В Ассоциации напомнили, что новым вызовом для украинской промышленности стало введение в ЕС с октября 2023 года углеродной пошлины в рамках CBAM. Она предусматривает дополнительные платежи для тех товаров, которые ввозятся из стран, где выбросы СО2 облагаются налогом меньше, чем в ЕС.

В то же время регламент CBAM предусматривает, что в случае, когда биомасса используется в качестве топлива для сжигания и соответствует критериям устойчивости и сокращения выбросов парниковых газов, установленным "Директивой по возобновляемой энергетике" (RED II), она может быть приравнена к нулю по уровню выбросов. Поэтому специалисты предупредили:

"Без принятия систем финансовой поддержки путем освобождения от налогообложения выбросов от биомассы (независимо от ее содержания), ситуация приведет к тому, когда украинская продукция станет неконкурентной на европейских и мировых рынках".

По мнению членов Ассоциации, законопроекты №9596 и №9597 нацелены на малый бизнес и позволят достичь незначительного сокращения выбросов парниковых газов. Они отметили, что тяжелая промышленность не может осуществлять свою деятельность исключительно на биотопливе, поскольку не сможет получить достаточное количество тепловой энергии из таких видов топлива.

Поэтому они предложили внести дополнительные положения в Налоговый кодекс Украины и Закон Украины "Об альтернативных видах топлива", которые предусматривают определение понятия биомассы как неископаемого биологически возобновляемого вещества органического происхождения, способного к биологическому разложению, в виде продуктов, отходов и остатков лесного и сельского хозяйства (растениеводства и животноводства), рыбного хозяйства и технологически связанных с ними отраслей промышленности, а также составляющую промышленных или бытовых отходов, способную к биологическому разложению. Также предполагается, что от налогообложения будет освобождаться часть выбросов, если использовалось смешанное топливо или смешанный материал, содержащий биомассу.

Также специалисты предлагают в Законе Украины "Об альтернативных видах топлива" предусмотреть создание Кабинетом Министров Украины реестра установок, использующих топливо, которое является биомассой, смешанное топливо или смешанный материал содержащий биомассу, где биомасса соответствует критериям устойчивости согласно Директиве REDII.

Напомним, 18 июня Верховная Рада Украины приняла за основу правительственный законопроект №9597 "О внесении изменений в Закон Украины Об альтернативных видах топлива" относительно создания реестра установок, использующих биотопливо как единственный вид топлива".

А через месяц, 16 июля, депутаты приняли за основу проект Закона №9596 "О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины относительно установления ставки ноль гривен экологического налога за выбросы двуокиси углерода для установок, которыми осуществляются такие выбросы в результате сжигания биотоплива".

Читайте также
В 2024 году бизнесы Дубенщины в Ровенской области уплатили почти 600 тыс. грн эконалога 
В 2024 году бизнесы Дубенщины в Ровенской области уплатили почти 600 тыс. грн эконалога 

В опубликованных цифрах ЭкоПолитика обнаружила некоторое расхождение

Бизнесы Ровенщины за 5 месяцев уплатили более 57 млн ​​грн эконалога
Бизнесы Ровенщины за 5 месяцев уплатили более 57 млн ​​грн эконалога

Это на 30% превысило аналогичный показатель прошлого года

Загрязнители Львовщины заплатили десятки миллионов эконалогов в 2024 году
Загрязнители Львовщины заплатили десятки миллионов эконалогов в 2024 году

45% эконалогов поступает в государственный бюджет, 30% – в областной, а 25% остается в местном